Представляем вам проект, занявший первое место в премии «Лучший кровельщик – 2024» от «ТЕХНОНИКОЛЬ» в номинации «Кровля из штучных материалов».
Работа выполнена командой «ЭКО-СТРУКТУРА» в составе: Сергея Халтурина и Василия Николаева. Подробнее о проекте нам рассказал Сергей Халтурин:
Какой основной материал был выбран для покрытия кровли?
Кровля купольного дома была выполнена из деревянной черепицы. Тип черепицы – колотый шиндель из сибирской лиственницы. В интернете данный материал часто называют «дранкой», «гонтом», что на мой взгляд, не совсем корректно. Дранка, гонт, шиндель – это различные типы деревянной черепицы, которые отличаются технологиями как изготовления, так и монтажа. В общении с клиентами мы намеренно заостряем внимание на этом моменте и в дальнейшем используем правильную терминологию.
Рассматривались ли альтернативные варианты кровли и какие?
Этот дом расположен на загородном участке в довольно живописном месте, и владельцы, стремясь не нарушить гармонию с природой, для своего «дома из сказки» мечтали именно о натуральной деревянной кровле. Хотя нужно отметить, что для купольных домов прекрасно подходят кровли из гибкой черепицы, натурального сланца и металлическая кровля из шашки или в технологии двойного фальца. Но эти варианты клиентами во внимание не принимались.
В чем уникальность этого кровельного материала?
Конечно же в цене! Если Вы мечтаете о кровле по цене крыла от самолета, то деревянная кровля оптимальный выбор)). А если серьезно, кровля из шинделя – кровля с историей более шести тысяч лет. Такая кровля прекрасно сохраняет в доме прохладу в летнюю жару и тепло в зимнюю стужу, ветроустойчива, обладает прекрасным шумопоглощением и сроком эксплуатации 30 и более лет. Как правило, шиндель монтируется в три слоя деревянных пластин. Раньше кровлю выполняли в пять и более слоев – в Швейцарии примеры таких работ, выполнение которых датировано 1903 годом, сохранились до наших времен.
Как попал к Вам проект данной Кровли?
Признаться, не помню, уточнял ли у клиентов какая тропинка привела к нам. Скорее всего сработал сайт или социальные сети, на которых представлено несколько наших работ по устройству подобной кровли для купольных домов.
Были ли в исходном проекте заложены какие-то технические решения по кровле или все разрабатывалось кровельщиками?
Кровля из деревянной черепицы в нашей стране — эксклюзив, и в отличии, к примеру, от немецкой строительной индустрии, какая-либо нормативная и техническая документация по строительству кровли с такими типами покрытия попросту отсутствует. Этот объект не стал счастливым исключением из правил: всё по старинке – «как деды учили».
Если у проекта архитектор и какова его роль в технических и эстетических решениях?
О да! В этом проекте активно участвовал Архитектор, причем с большой буквы и без какого-либо строительного образования! Владельцев дома зовут Дмитрий и Юлия. И если Дмитрий взвалил на себя большую часть организационных вопросов и контролирующих функций, то главным разработчиком архитектурного решения, дизайнером концепции и генератором идей стала Юлия. Именно благодаря Юлии проект был детально доработан и удалось удачно вписать несколько наших предложений.
Были ли от кровельщиков дополнительные предложения по усовершенствованию устройства кровли как с практической, так и с эстетической точки зрения?
В общем-то все этапы реализации этого проекта были наполнены именно такими моментами. Изначально в качестве кровельного покрытия в проекте была заложена гибкая черепица, поэтому почти все слои и узлы кровли были переработаны. Отсутствие рабочей документации, колоссальное количество идей и еще большее — вопросов о техническом исполнении, заставляли параллельно с работой непрерывно актуализировать знания и применять накопленный опыт, чтобы реализовать задуманное. Здесь и кровля для трапециевидной пристройки к купольному дому, которую мы предложили выполнить арочной формы с изменяемой кривизной поверхности, и закругленные торцы этой кровли, выполненные деревянной черепицей, и множество моментов по отделке металлом вершины купола, встраиваемых в кровлю уличных фонарей, различных проходок через кровлю, оконных и дверных проемов.
Применялись ли при монтаже новые технические решения (если да, то где черпались знания?) или это все отработанные на предыдущих объектах узлы? Какие нестандартные решения были применены?
Как сказал французский литератор Жак Пеше «Всё новое — это хорошо забытое старое», поэтому изобрести какое-либо ноу-хау или разработать узел своего имени в этом проекте мы не сподобились)). Было немало узлов, знакомых лишь в теории. Большинство из них возникало в работе с металлом. Здесь на выручку пришел четырёхтомник «Большая книга кровельщика по металлу» Ласло А. Санто.
Что касается нестандартных решений, то несомненно это закругленный торец, выполненный из шинделя для арочной кровли. Заказчики крайне отрицательно отнеслись к различным планкам из металла для формирования торца кровли пристройки и последующей отделки металлом ее свеса. Тогда и была придумана концепция закругления торцов путем плавного перехода рядов кровельного покрытия из шинделя на торец и свес.
В чем заключалась сложность исполнения этого узла?
В гауссовой кривизне, будь она не ладна)). Из-за того, что было принято решение перекрыть поверхностью арочной кровли как можно большую площадь фасада пристройки, арка приняла не стандартный круглый вид, а подковообразный. Это добавило азарта в борьбу плоских деревянных пластин с изменяемой с положительной на отрицательную кривизной и искривлением поверхности к внутренней точке свеса. Требовалось точно рассчитать шаг монтажа деревянной черепицы, необходимый наклон ряда в каждой точке искривления и кропотливо подгонять каждый деревянный элемент топориком, придавая ему нужную форму для установки. С учетом того, что таких дощечек установлено около восьмисот штук, времени заняло это не мало.
Позволил ли выбранный материал реализовать все, что задумано на кровле?
Нужно отметить, что шиндель не очень «любит» кривизну. В технологии его монтажа не предусмотрен вариант с боковым перекрытием элементов, которые позволяют легко огибать криволинейные поверхности, как скажем в сланцевой кровле — универсальная, старонемецкая, чешуйчатая кладки камня. Более подходящими типами деревянной кровли для таких узлов является дранка из осины, которая сама по себе гибкая и предусматривает боковой перехлёст при укладке, или же шинглас – американский тип деревянной черепицы, изготавливаемый из канадского кедра и легко поддающийся закруглению при обработке паром. Но в рамках этого проекта шиндель со своей задачей справился. Мы использовали разные длины дощечек (20, 30, 40 см.), что позволило смонтировать кровельное покрытия по полусфере без эффекта задирания пластин, как у раскрытой шишки.
Каким образом была выполнена вершина купольного дома?
Важной особенность кровельных систем с покрытием деревянной черепицей является наличие вентилируемого контура, обеспечивающего равномерное «проветривание» нижних невидимых слоёв кровельного материала. А поскольку геометрия купольного дома представляет из себя усеченную сферу, то вершина купола подразумевает организацию вентилируемой «шапки». Каркас этой вершины был выполнен из фанеры и покрыт металлом по технологии реечного фальца. Этот тип фальцевого покрытия был выбран для соблюдения единого стиля, поскольку отделка металлом откосов оконных и дверных проемов выполнялась в этой же технологии. Для обеспечения надежности высота замка реечного фальца была установлена в 50 мм и в процессе прокатки закругленных сегментных картин пришли к выводу что нашими ручными бендерами аккуратно с этой задачей не справиться. На этом этапе неоценимую помощь оказал кровельщик-фальцевик Александр Лопатин из Краснодара, который на своём оборудовании в мастерской помог изготовить картины с необходимой кривизной.
Какие подкровельные материалы были применены (утеплитель, гидро и пароизоляция)?
В качестве гидроизоляционного слоя использовался самоклеящийся битумно-полимерный подкладочный ковер «ANDEREP NEXT SELF». Что касается внутреннего пирога, то мы его не выполняли, но рекомендовали клиентам отказаться от использования базальтового утеплителя и выполнить теплоизоляционный слой методом механизированного утепления.
Как реагировал заказчик в процессе проведения работ и по окончанию строительства?
Отношения сложились прекрасно и поддерживаем их до сих пор. Проект в данный момент находится на этапе внутренней отделки, и иногда Дмитрий и Юлия обращаются за советами в пределах нашей компетенции.
В какой срок был реализован проект и в какое время года?
В календарном исчислении на реализацию проекта ушло два года. Такой длительный срок получился из-за вынужденных пауз в работе, связанных с поставкой материалов и перерывами на осенне-зимний период. Если исходить из времени выполнения работ, то в четыре руки потребовалось около шести месяцев.
Была ли возможность провести работы быстрее и если да, то за счет чего?
Всегда что-то возможно оптимизировать, где-то ускориться. Но в работе над этим купольным домом спешка не требовалась. Отчасти это позволило более вдумчиво отнестись к реализации, внести изменения и скорректировать ранее принятые решения по ходу работ.
Большое время занял монтаж контробрешетки и шаговой обрешетки. Каркас купольного дома имел характерные грани, а Юлия мечтала об идеальной полусфере без каких-либо граней.
Какие окна использовались в проекте?
Было установлено три стандартных мансардных окна «FAKRO». А вод с панорамным модульным остеклением возникли нюансы. Нужные и подходящие оконные системы были недоступны или не вписывались в бюджет. Поэтому два трапециевидных панорамных окна были выполнены по системе сегментированного теплого остекления на алюминиевых профилях. Такие системы чаще используются для остекления кровли террасы, козырьков. Из-за особенностей монтажа этих алюминиевых профилей пришлось немало повозиться, чтобы «подружить» их с криволинейной поверхностью купольного дома и кровельным покрытием. Плюс ко всему, смежники-оконщики, если не вдаваться в подробности, «подложили свинью» в процессе установки конструкции.
Что касается деталей – по бокам окон изготовили из металла сегментные радиусные желобки с переменной глубиной, соединив их с планками примыкания реечным фальцем. Не могу сказать, что была сверхсложная работа, скорее из разряда очень кропотливой и, опять же, из-за особенностей оконной конструкции крайне неудобной. В общем, повод лишний раз вспомнить «оконщиков» и их родню был.
Какой проект Вам бы хотелось выполнить в будущем, если бы была возможность выбирать и из какого материала?
Мечта – монтаж сланцевой крови в технологии старонемецкой кладки. К сожалению, такие проекты еще не попадались.
Для чего вы участвуете в конкурсах?
На самом деле этой был мой первый опыт участия в конкурсе. Громадную роль в этом сыграли коллега кровельщик Максим Волик из Ростова-на-Дону и модератор платформы ROOF.RU Климова Ирина, которые долго и упорно уговаривали подать заявку. Поэтому о том, что проект привлечет внимание и тем более победит или займёт призовые места, даже не думал. Но, видимо, свою роль сыграл феномен синхронизации: решительные, целеустремленные заказчики с прекрасным чувством стиля, наш немалый опыт, четыре руки «из правильных мест», поддержка и помощь коллег – всё это вывело проект в победители.












