Участники российского рынка сэндвич-панелей собрались, чтобы обсудить актуальные проблемы отрасли

27 апреля 2010 г. в конференц-зале Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) состоялось заседание круглого стола, посвященного проблемам российского рынка сэндвич-панелей. В его работе приняли участие крупные предприятия-производители сэндвич-панелей, компонентов для них, а также профильного научно-исследовательского института — ЦНИИ им. Кучеренко. Инициаторами проведения мероприятия выступили Дмитрий Кропивницкий и Андрей Бызов, эксперты информационного портала «Steelbuildings.ru Больше ЛМК в России».

Наверное, это стало первой встречей подобного рода, где игроки данного рынка смогли собраться в одном месте и обсудить с коллегами, партнёрами и конкурентами вопросы развития отрасли производства сэндвич-панелей в России.

 заседание круглого стола, посвященного проблемам российского рынка сэндвич-панелей
После представления участниками круглого стола своих компаний, с докладом выступил Андрей Бызов, консультант «Steelbuildings.ru Больше ЛМК в России». В своем выступлении он описал основные тенденции развития рынка ЛМК и сэндвич-панелей на 2010-2012 гг. и перечислил факторы, которые, по его мнению, оказывают влияние на него в настоящее время.

 Участники российского рынка сэндвич-панелей собрались, чтобы обсудить актуальные проблемы отрасли

Это был, по сути, единственный доклад в тот день, поскольку, в целом, круглый стол проходил в неформальной обстановке. Присутствующие поделились своими оценками и мнениями о ситуации, сложившейся сегодня в России относительно производства и потребления сэндвич-панелей, и обсудили основные проблемы, которые приходится решать заводам при продвижении и продажах своей продукции.

Прежде всего, острая дискуссия развернулась вокруг тезиса, прозвучавшего в докладе Андрея Бызова, о необходимости увеличения сроков гарантии, предоставляемых производителями на свою продукцию. «Разве производители не заинтересованы в долгосрочности своей продукции?» — спросил он. «Но получается, производителю выгодней, чтобы срок службы сэндвич-панелей был не больше пяти лет. Таким образом, обеспечивается заказ в будущем» — прозвучало в ответ из зала.

 Участники российского рынка сэндвич-панелей собрались, чтобы обсудить актуальные проблемы отрасли

Как отметили многие участники круглого стола, гарантия на сэндвич-панели неразрывно связана с гарантийными сроками, предоставляемыми отечественными производителями стали (1 год). А сталелитейщики с недоверием относятся к требованиям об увеличении гарантии на свою продукцию, поскольку производители сэндвич-панелей сами нередко заказывают сталь с минимальным слоем цинкового покрытия. Так о какой гарантии здесь можно говорить? Впрочем, ведущие производители сэндвич-панелей понимают необходимость увеличивать сроки гарантии на свою продукцию и готовы вступить в переговоры со сталелитейщиками.

Затем дискуссия перешла к проблеме применяемых в производстве сэндвич-панелей утеплителей. Андрей Бызов напомнил участникам о необходимости бороться за возможность использовать ППУ и пенополистирол (см. заметку «МЧС выступает против пенополистирольных утеплителей»). «Почему производители сэндвич-панелей с сердечником из ППУ или пенополистирола молчат и никак не реагируют на эту ситуацию?»
Прокомментировать этот вопрос попытался заведующий лабораторией лёгких конструкций и теплоизоляционных материалов ЦНИИСК им. Кучеренко, доктор технических наук Виктор Михайлович Бобряшов, но постепенно дискуссия ушла в сторону обсуждения более общей проблемы, связанной с недостатками существующей нормативной базы на производство сэндвич-панелей:
«Я занимаюсь сэндвич-панелями уже 37 лет. В советское время ЦНИИСК им. Кучеренко принял активное участие в создании не одного производства сэндвич-панелей с теплоизоляцией из ППУ, были разработаны соответствующие нормы, которые во много превосходили зарубежные аналоги. Здания, построенные из этих панелей, стоят до сих пор (то есть им уже по 25-30 лет). Единственный недостаток тех панелей заключался в низком качестве их лакокрасочного покрытия, производимого советской промышленностью. Лакокрасочные покрытия к настоящему времени свой ресурс исчерпали, но сами панели могут постоять еще около 20-30 лет.

К сожалению, в настоящее время мы утратили производство сэндвич-панелей из ППУ. Да и в целом, качество производимых сэндвич-панелей заметно снизилось после того, как предприятия получили возможность производить продукцию по собственным ТУ. Сейчас идет борьба пожарных с пенополистиролом и с ППУ, буквально насаждается минераловатная теплоизоляция. На нас оказывается сильное давление: нас заставляют использовать только зарубежную норм базу, погребя все накопленное в СССР».

Во второй части работы круглого стола участники вернулись к обсуждению вопроса качества производимой продукции.
По мнению президента РСПМ Александра Геннадьевича Романова через пять лет созреет ситуация острой конкуренции с Китаем: на фоне роста качества китайской продукции российским предприятиям очень сложно будет конкурировать по соотношению цена/качество. Тем более, что сейчас в Китае уже построено множество современных высокотехнологичных предприятий.

Но участники отреагировали на это предупреждение вяло: их сейчас больше интересуют собственные насущные проблемы.
«Приходится часто слышать от заказчиков: «Зачем нам ваше качество? Не надо! Дайте нам самые низкие цены. На таком фоне нелегко конкурировать, удерживая стабильно высокое качество.» — отметила Елена Анатольевна Коровина, руководитель отдела маркетинга компании «Руукки Рус». – «Было бы хорошо, если бы все компании были честны, и в конкурентной борьбе не использовали аргументы типа «у нас дешевле, а у них что-то отвалилось». Неприятно, когда конкуренты прибегают к некорректным сравнительным характеристикам».

В итоге прозвучал призыв к производителям сэндвич-панелей объединиться в выработке общих решений и в обмене информацией, создать профильную ассоциацию.