Весной 2012 г. в Москве состоялась ежегодная конференция «Оцинкованный и окрашенный прокат», организованная журналом «Металлоснабжение и сбыт» при поддержке Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ). На конференции встретились отечественные производители листового проката с покрытиями, а также производители и поставщики из Казахстана, Украины, Прибалтики, Финляндии со своими партнерами-потребителями оцинкованного и окрашенного проката с общим объемом переработки свыше 2 млн т. Конференцию посетили порядка 180 руководителей и специалистов 130 компаний. Более 75% участников конференции составили ведущие российские потребители и переработчики оцинкованного и окрашенного проката, изготовители профнастила, сэндвич-панелей, металлочерепицы, строительных профилей и конструкций, т.е. так или иначе ориентированные на снабжение строительного комплекса передовыми строительными материалами из стали. На конференции прозвучали доклады, затрагивающие вопросы развития отечественного рынка металлических кровель.
Как известно, современный российский рынок кровельных металлических материалов не ограничен оцинкованной сталью и оцинкованной сталью с различными видами полимерных покрытий. Для строительства крыш используются такие металлы, как медь, цинк-титан, алюминий, нержавеющая сталь (в том числе с покрытием нитридом титана).
Поскольку все-таки безусловными лидерами по объемам потребления являются материалы, в основе которых лежит оцинковка, речь в статье пойдет преимущественно о них.
Существует три типа металлических кровель:
- фальцевые;
- профилированные или штампованные (металлочерепица, композитная металлочерепица, профлист);
- штучные (как правило, мелкоформатные единичные элементы кровельного покрытия, изготавливаемые автоматически или вручную).
В этом перечне по популярности у конечного потребителя в настоящее время лидируют кровли из профилированных металлов.
Оценить объем российского производства профнастила или металлической черепицы достаточно сложно. Так, по одним данным, объем потребления профнастила и металлочерепицы в 2010 г. составил порядка 120 млн кв. м материала, а по другим – около 1 млн т, т.е. различаются даже единицы оценки.
Несмотря на условность оценок объема рынка, в аналитических исследованиях можно встретить оптимистичные прогнозы, что реальная потребность строительного сектора в профнастиле и металлочерепице в 2 раза выше предложения. В связи с этим прогнозируется рост потребления на 7–8 % в год для материалов средней ценовой категории. На настоящем этапе развития рынка эта гипотеза является очень сомнительной.
Если спуститься с аналитических высот на землю и поговорить с кровельщиками и торговыми компаниями, то станет ясно: все эти прогнозы не учитывают целый ряд негативных факторов, влияющих на спрос. Эти факторы мы рассмотрим далее.
Стоит отметить, что в Европе практикуется иной подход к оценке объемов и потенциала кровельного рынка, отличный от российского. В России кровельный и фасадный рынки разделены. Однако при этом профилированный оцинкованный лист используется не только на кровлях, но и на фасадах, и даже на заборах, где он становится одним из самых популярных решений. В странах Европейского союза кровельщики-жестянщики – это мастера, которые работают над созданием не только крыш, но фасадов по различным видам фальцевой технологии либо используя мелкоформатные изделия. Соответственно и рынок кровель и металлических фасадов оценивается как единый.
Основные тенденции развития рынка металлических кровель за последние 20 лет
Многие журналисты любят сравнивать присущее современному рынку металлических кровель разнообразие с советскими временами, оценивая его исключительно позитивно. И действительно, с точки зрения потребителя, появился выбор. Если в СССР металлические крыши делали из неоцинкованной и оцинкованной стали, преимущественно из листовой, то к 2000-м годам в нашей стране появился целый ряд новых материалов и технологий.
Однако, если посмотреть на тенденции двух десятилетий более пристально, то становится ясно, что они не в пользу оцинкованной стали. Потребление оцинкованной стали (в т.ч. стали с покрытием) возросло за счет увеличения потребления металлочерепицы и профлиста. Но в тоже время значительно сократилось применение стали на фальцевых кровлях. Одновременно с этим резко возросла конкуренция стали с появившейся широкой номенклатурой кровельных материалов для скатных крыш (в малоэтажном домостроении — прежде всего с битумными). Сейчас нет сегмента ни в одной ценовой категории, в которой у оцинковки не было бы серьезного конкурента.
По целому ряду причин сократилось потребление оцинкованного проката в сегменте фальцевых кровель. Основные причины следующие.
Во-первых, работа в технике фальца требует от кровельщика значительного мастерства, а у нас в стране нет ни одного государственного учебного заведения, которое было бы в состоянии подготовить такого специалиста. Из-за этого в сегменте применения фальцевых кровель наблюдается самый острый дефицит квалифицированных кадров.
Во-вторых, есть определенные трудности с закупками отечественной кровельной оцинкованной стали с покрытием для фальцевых кровель. Это происходит из-за того, что российские производители оцинкованного металла ориентированы только на прокат и профилирование. Для фальцевых кровель требуется пластичный металл, предназначенный для фальцовки.
Кровельщики были бы рады применять отечественный кровельный металл на фальцевых кровлях, но:
- Большинство кровельщиков не знают, что сталь бывает разных сортов. Они знают оцинкованную и неоцинкованную сталь, а также сталь, различную по толщине.
- Российскими предприятиями кровельная сталь производится по заказу и только вагонными нормами отгрузки. Кровельные компании не могут себе позволить выкупить единовременно такой объем.
- В условиях неразвитого потребления, основным заказчиком фальцевых кровель является система ЖКХ, в которой стараются брать, что дешевле, и поэтому качественной кровельной стали, сделанной под заказ, предпочтется материал по более низкой цене.
Решение этих проблем требует диалога производителей стали, кровельщиков и прокатчиков.
Кризис и металлические кровли. Что спасло рынок?
Во время последнего кризисарынок потребления металлических кровельных материалов из оцинкованной стали и стали с покрытием если местами и «просел», то незначительно. С чем это связано?В частном домостроении металлочерепица и профлист – основные материалы из кровельного металла.
- Госпрограмма по ремонту жилого фонда дала основной эффект по сохранению потребления кровельных металлических материалов. Для примера: только потребности городского заказа Санкт-Петербурга по ремонту (замене) кровель составляют около 2 млнкв. м. ежегодно. Одновременно развивались программы ремонта и строительства детских дошкольных учреждений, инвестиции в здравоохранение, где большие деньги пошли именно на ремонт и строительство. Как правило, по госпрограммам использовалсясамый дешевый продукт –обычная оцинкованная сталь, без полимерного покрытия.
В кризис основные объемы потребления пришлись на материалы эконом-класса.
Главным результатом кризиса в производстве листовых металлических кровельных материалов стало повсеместное ухудшение качества – производители всячески старались сохранить сбыт за счёт удержания цен или даже их снижения. И в основном за счёт толщины металла и толщины антикоррозийного слоя цинка на нем. До кризиса найти металлочерепицу или профлист толщиной менее 0,5 мм было сложно. Сейчас на рынках повсеместнопредставлена продукция толщиной 0,45 мм.
В последнее время ситуация уже начала постепенно меняться. Потребитель, хлебнув горя с некачественной продукцией, уже сам стал выдвигать кровельщикам требования по толщине металла и готов оплачивать большую стоимость. Как видно из диаграммы,в 2009–2010 гг. появились заказы на сталь до 0,44 мм, но этот период уже пройден.
Такая же тенденция прослеживается в поставках стали с полимерным покрытием, где акцент смещается к потреблению материалов «эконом-варианта».
Произошел за последние годы и значительный рост закупок оцинкованной стали в Китае. Стоит отметить, что многие российские переработчики даже не знают: отдельные виды стали, более дешевые, предназначены только для внутренних работ и никак не могут применяться для изготовления кровельных материалов. Как результат – проблемы с некачественным продуктом приходится решать конечным потребителям.
Заместитель управляющего по продажам компании «Металл Профиль» Дмитрий Андреев в своем выступлении на конференции «Оцинковка» не согласился с негативными прогнозами по развитию рынка металлочерепицы. Он рассказал о стратегии развития, которую взял на вооружение «Металл Профиль» в условиях меняющегося российского рынка. А именно: активная работа на рынке премиум-сегмента, где уровень конкуренции ниже, а добавленная стоимость высокая. По его мнению, компания «Металл Профиль» как лидер рынка, «потянет за собой» остальных производителей металлочерепицы, а битумная гибкая черепица в сегменте скатных крыш не составит их металлочерепице серьезной конкуренции.
Формирование потребления кровли из оцинкованной стали
Практически все производители кровельных материалов вкладывают средства в популяризацию своей продукции через СМИ, в работу с архитекторами, проектировщиками, кровельщиками. В сегменте же кровельных материалов из оцинкованной стали только переработчики – производители металлочерепицы и профлиста – вкладывают средства в рекламу (при этом по сравнению с 2000-2007 гг. объемы рекламы этих материалов сократились в десятки раз). Для отечественных производителей рулонной стали кровельного рынка как такового и конечного потребителя в этом сегменте как бы не существует.
При этом, как показал анализ СМИ за 2011 г., проведенный специалистами Национального кровельного союза (НКС), подавляющее большинство информационных поводов, связанных с металлическими крышами из оцинкованной стали,касается протечек, образования сосулек и обрушений крыш. Все это способствует отрицательному восприятию металлических кровель, у потенциальных потребителей формируется негативный образ металлических крыш.
В прошлом году аналитическим отделом НКС было проведено исследование потребительских предпочтений, которое показало: потребление кровельных материалов в частном домостроении − т.е. выбор собственно материала и технологии укладки − происходит фактически в отрыве от прямой рекламы. В тех случаях, когда к возведению кровли привлекается подрядчик, его мнение (основанное исключительно на собственном и, порой, незначительном опыте) относительно выбора материала часто становится решающим.
Для изменения существующей тенденции требуется длительная, кропотливая работа по формированию позитивного информационного фона, работа по повышению информированности о материалах и технологиях кровельщиков, архитекторов и проектировщиков.
Подводя итоги, необходимо отметить, что если сейчас не обратить пристального внимания на негативные тенденции последних лет в потреблении оцинкованного проката на крышах России, в ближайшем будущем этот сегмент рынка ждет сокращение. Производителям материала, – а не только переработчикам проката, — необходимо наладить диалог с ведущими представителями кровельной отрасли и совместными усилиями выработать конкретные шаги на пути решения ключевых проблем этого рынка — заняться популяризацией продукции, разработкой нормативных документов, подготовкой специалистов.
Сотрудничество НКС с ведущими поставщиками кровельных металлов в разработке программ обучения «Кровельщик по металлическим кровлям»
Положительным результатом обсуждения проблем качества монтажа фальцевых кровель в рамках конференции «Оцинковка 2012» стало начало сотрудничестваНКС в области разработки программ обучения с компанией Ruukki – лидером по производству специального стального проката для фальцевых кровель.
Еще ранее свою готовность принять активное участие в работе над программами для Учебного центра НКС выразила компания RHEINZINK – ключевой поставщик цинк-титана в Россию. Компания RHEINZINK оказывала большую практическую помощь в организации учебного процесса с самого начала работы Учебного центра.
Хотелось бы, чтобы к этой работе подключались не только представительства зарубежных компаний, но и отечественные металлургические холдинги.










