Выставки уходящего года. Итоги.

Участием в выставке «МеталлЭкспо 2011» журнал «Кровли» закончил свою программу работы на выставках уходящего года. Время подводить итоги.

Прошедшие несколько лет были очень непростыми для всей строительной отрасли. Это не могло не повлиять и на специализированные выставки, на стратегию и тактику их участников. Участие в выставках, в особенности региональных, являются важной частью маркетинговой стратегии, им уделяется особое внимание. Поэтому нам интересно взглянуть на происходящие здесь изменения, как с точки зрения активного участника, так и в качестве профессионального издания, освещающего события отрасли. Впрочем, выставок слишком много, чтобы перечислить их все – остановимся на тех, которые показали интересную динамику, отражающую изменения, происходящие на рынке.

Первой выставкой 2011 г. для нас стала самая восточная из выставок, в которых участвует журнал — «Строительство и архитектура», проходящая в Красноярске уже в 19 раз. Выставка уверено растёт, в этом году увеличилось число ее участников и посетителей, также значительно интересней стала деловая программа. В рамках мероприятия в 6-й раз прошел архитектурный конкурс «Ордер воплощения».

В те же дни в Москве в 12-й раз проходила выставка «Отечественные строительные материалы». Специфика её – отсутствие многих «наших» компаний, поскольку значительный ряд кровельных, и изоляционных материалов в России не производятся, и даже традиционное участие Украины и Белоруси ситуацию не меняет. Но в этом году выставка уже не была, как иногда говорят, «смотром производителей кирпича». На ней были заметны материалы природного происхождения, предназначенные, в первую очередь, для «Зелёного строительства», а также большой раздел, посвященный нанотехнологиям в строительстве. Эта выставка ценна, в первую очередь, своими посетителями – как правило, их здесь много, при этом уровень участников и гостей достаточно высок. Не удивительно, что работа здесь приносит ценные контакты.

Следующая выставка – снова в Сибири, в Новосибирске. Это «Стройсиб», уже третий год проводимый «Сибирской ярмаркой» в составе компании ITE. Выставка проходит в два этапа по 4 дня каждый. Первый этап делает акцент на строительные материалы, инструменты и оборудование, а второй – на отделочные материалы, сантехнику и т.д. Данный формат показал себя вполне удачным и результативным. В этом году мероприятие в последний раз прошло в старых помещениях – следующий «Cтройсиб» организаторы планируют проводить уже в новых павильонах!

Одновременно в Москве, в Сокольниках выставочная компания MVK провела 19-ю выставку «Стройтех». Увы, до юбилейной, 20-й выставки этот проект – некогда один из крупнейших – не дожил. Также вошедшая в состав ITE компания MVK сосредоточила свою деятельность в строительной области на других направлениях.

Наступление весны ознаменовала выставка «Южный архитектурно-строительный форум», прошедшая в Краснодаре в 21-й раз, в последний раз под этим названием. В наступающем году она получит название «YugBuild». Данный проект теперь также курирует ITE. Выставка стремительно набирает популярность – это связывают с резким ростом строительной активности в Краснодарском крае и вообще на юге России.

Из выставок, проходящих в марте, особо хочется отметить выставки «Строительство» в Воронеже и «БелЭкспоСтрой» в Белгороде – двух надёжных партнёров в Центральном Черноземье.

Выставка «Стройиндустрия», проводимая в Самаре выставочной компанией «Экспо-Волга», заметно расширила площади экспозиции, и впервые провела в рамках выставки «Салон ЖКХ».

В начале апреля состоялось наше главное выставочное мероприятие – участие в выставке «Мосбилд». Как обычно, стенд журнала находился в Экспоцентре, где размещалась экспозиция, посвящённая строительным материалам, оборудованию и инструментам, в то время как в «Крокус Экспо» экспонировались отделочные материалы, декор, двери и замки и т.д.
В 2012 году выставка будет проходить только в павильонах «Экспоцентра», в два этапа, но, в отличие от «Стройсиба», первый этап будет посвящён отделочным материалам и декору, а второй – строительным материалам, оборудованию и инструментам.
Другая апрельская выставка ITE, «Интерстройэскпо», прошла в С-Петербурге в «Ленэкспо». Как всегда, участие в ней принесло нам много новых перспективных контактов.

Апрельская выставка «Волгастройэкспо», по сути, самая успешная строительная выставка «Казанской ярмарки», прибавила как число экспонентов, так и количество посетителей. Более интересной, по отзывам участников, стала и деловая программа. Другой же проект, «Осенний строительный форум», проходящий в октябре, прироста не показывает — конец сезона есть конец сезона.

В Челябинске, похоже, сменился почти весь состав сотрудников выставочной компании, с которой журнал «КРОВЛИ» активно сотрудничал в 2010 году. Так что в 2011 Челябинск мы потеряли, однако сейчас активно ищем и находим новые контакты.

В апреле и октябре в Сочи прошли выставки «Стройиндустрия» и «SOCHI-BUILD». Организатор выставок, компания «Сочи-экспо», отметила значительное изменение качественного состава посетителей выставок – это люди, целенаправленно приезжающие за «контактами и контрактами», и география посетителей постоянно расширяется. Кроме того, постоянными участниками сочинских выставок становятся известные крупные компании, выросло и качество деловой программы. Всё это связано не только с олимпийской стройкой, но и с необходимостью «держать марку» на фоне успехов «Краснодарэкспо».

В мае «Пермская ярмарка» в 16 раз провела выставку «Строительный комплекс регионов России». За последние несколько лет число посетителей выставки выросло почтив в 1,5 раза, заметно увеличилось также количество экспонентов.

Летом, как обычно, наша выставочная активность по вполне объективным причинам снижается, но в сентябре снова выходит на прежний уровень, и главная выставка сентября для нас – «Балтийская строительная неделя», первый после летнего перерыва крупный отраслевой форум. В этом году организаторы выделили в отдельный павильон раздел «теплоснабжение и вентиляция», а в разделе «строительные материалы, оборудование и инструменты» было много участников, впервые экспонирующих свою продукцию на Российском рынке.

Подводя итоги, можно отметить несколько главных трендов — организаторы выставок всё большее внимание уделяют деловым программам, причём движение это двустороннее — не только организаторы ищут и приглашают заметных участников строительного рынка для проведения семинаров, круглых столов и мастер-классов, но и те компании, которым есть что сказать рынку, сами активно проявляют инициативу в этом направлении. Кстати, одной из популярных тем деловой программы многих выставок стало энергосбережение, а также некоторые проблемы из области ЖКХ.

В уходящем году, как и в предыдущем, продолжилась тенденция некоторого сокращения как экспонентов (за редким исключением), так и выставочных площадей, приходящихся на каждого из них. Особенно это заметно в сравнении весенних и осенних выставок одного и того же организатора — выставки, проходящие в начале сезона, чаще показывают положительную динамику.

Потенциальные экспоненты в условиях кризиса уже не могут позволить себе отправляться за тридевять земель только лишь затем, чтобы «людей посмотреть, да себя показать». Они тщательно оценивают перспективы участия в выставке, оценивают отдачу для своего бизнеса, становятся всё более требовательными по отношению к организаторам.
Это приводит к усилению конкурентной борьбы на рынке выставочных услуг. Не все её выдерживают — календарь выставок в этом году претерпел заметные изменения, причем они не всегда выражаются в банальном закрытии выставочных проектов — иногда выставочные компании убирают из календаря выставки, дублирующие выставку конкурента, предлагая нечто новое, осваивая другие направления или регионы. Например, Ростовский «Ростэкс» вывел на рынок в 2010 г. выставку «Гостеприимная Осетия», показавшую заметный рост в году текущем, а Сочинский «Соуд» в ноябре 2011 г. впервые провел выставку в Абхазии.

Несомненно, наиболее ярким проявлением конкуренции выставочных проектов стало жесткое противостояние выставки «Мосбилд» и впервые представленной в апреле 2011 г. строительной выставки «Buildex», проведение которой запланировано её организаторами в выставочном центре «Крокус экспо» в первых числах апреля 2012 г. То есть как раз тогда и там, где в 2011 году проходил «Мосбилд». «Media Globe», один из организаторов новой выставки, известен своими крупными проектами, но удастся ли одним махом сместить давно и успешно проходящую выставку «Мосбилд» с позиций, завоёванных за 17 лет работы? Редакция внимательно следит за развитием событий. Опрошенные нами активные участники выставок отмечали, что сложившаяся ситуация дезориентирует посетителей и отнюдь не упрощает потенциальным экспонентам планирование участия в выставках на 2012 год. Многие из них предпочли не увеличивать риски и отдают предпочтение давним, проверенным партнерам.