Пройдите на регистрацию! Новый аэровокзальный комплекс внуково-1

Международный аэропорт Внуково является одним из крупнейших в России. Он расположен в 28 км от центра Москвы. Из аэропорта ежедневно выполняется более 80 регулярных рейсов, а также десятки чартерных. Естественно, мы не могли не осветить такое событие, как реконструкция этого грандиозного объекта.

Немного истории

В 1937 г. было принято Постановление Правительства СССР о строительстве нового аэропорта. Москва к этому времени сильно разрослась, и аэродром на Ходынском поле оказался практически в черте города. Строительство аэродромных сооружений во Внуково приходится на 1939–1941 гг. В дальнейшем Внуково стал первым международным аэропортом СССР, а в годы Великой Отечественной войны – стратегически важным объектом: на его базе были расположены Московская авиационная группа особого назначения, полк истребительной авиации ВВС, десантное подразделение.

Во Внуково приземлился самолет, доставивший из Германии Акт о капитуляции и Знамя Победы. 14 апреля 1961 г. сюда с космодрома «Байконур» прибыл первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин.

В 1980 г. объект был реконструирован в рамках подготовки к проведению ХХI Олимпийских игр. Благодаря этому пропускная способность аэропорта увеличилась до 2300 пассажиров в час. Затем более 20 лет работы по модернизации аэровокзального комплекса не проводились. Только в 2003 г. началась реализация программы по реконструкции.

Конструкция

По масштабности проект аэровокзального комплекса Внуково-1 трудно сравнить с каким-либо другим: общая площадь объекта составит почти 250 000 м2. Здание аэровокзала соединяет две зоны аэропорта: внутренние и международные авиалинии. Подземные переходы связывают объект со станцией скоростной железной дороги, а наземные галереи – с ныне действующим зданием аэропорта. Основное здание комплекса – трехэтажное. В центре пассажирского терминала запроектирована семиэтажная башня из монолитного железобетона, где будут находиться технические помещения и диспетчерская. Интересна и форма здания: плавная, обтекаемая, напоминающая фюзеляж самолета. При этом нос предполагаемого самолета обращен к летному полю, а хвостовая часть поднимается к привокзальной площади.
Конструкция кровли аэровокзального комплекса Внуково-1 была разработана группой архитекторов ОАО «Метрогипротранс» под руководством Л.Л. Борзенкова совместно с Центральным научно-исследовательским и проектным институтом строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова. Подобный тип конструкции в России еще не применялся. Она рассчитана на тяжелые климатические условия, характерные для московского региона: снежные зимы, весенний период с частыми перепадами через «ноль», когда скапливается наибольшее количество снега.

Кровля аэровокзального комплекса Внуково-1 представляет собой  криволинейную пространственную поверхность обтекаемой  формы, являющуюся поверхностью вращения вокруг оси симметрии сооружения. Именно благодаря этому удалось оптимизировать элементы, из которых состоит структура.

В основе конструкции кровли – треугольные ячейки, образующие фермы длиной 8 м и высотой 2,5 м. Оболочка кровли опирается на колонны через треугольные капители, которые представляют собой перевернутые треугольные ячейки.

Естественно, что кровельное покрытие такого оригинального проекта тоже должно быть необычным. Предлагалось несколько вариантов: мягкая черепица, комбинированная и металлическая кровля. Комбинированный вариант был предложен компанией РАЙНЦИНК. Металлическая кровля предполагала применение системы Kalzip.

Из всех, без сомнения, замечательных проектов для объекта во Внуково была выбрана система Kalzip. Это решение было отмечено специалистами как наиболее экономичное, отвечающее всем эстетическим и функциональным требованиям архитекторов и проектировщиков.

Площадь участка – 10,5 га
Площадь застройки – 90 000 м3
Общая площадь – 249 700 м2
В том числе:
подземной части – 36 300 м2
надземной части – 213 400 м2
Строительный объем – 2 200 000 м3
В том числе:
подземной части – 200 000 м3
надземной части – 2 000 000 м3

Система Kalzip

В Европе этот тип покрытия применяется достаточно давно (материалы марки Kalzip производятся с 1968 г.). Для России же это новый тип кровли. В настоящее время в нашей стране лишь несколько объектов с подобным покрытием. Например, спортивный центр в Крылатском.

Это решение представляет собой конструкцию, где снизу по горячему битуму на профнастил укладывается утеплитель FOAMGLAS (пеностекло). Затем пеностекло обмазывается, а в него впрессовываются опорные пластины. На следующем этапе на утеплитель наносится защитная пленка. Сами панели Kalzip на кляммерах крепятся к утеплителю через опорные пластины. Стыки завариваются сплошными швами.

Остановимся подробнее на особенностях и преимуществах этого решения.

Во-первых, благодаря особой форме стыка между панелями предотвращается подъем капиллярной воды. С этой целью место соединения панелей имеет специальную форму, которая принципиально отличается от обычного фальцевого соединения.

Во-вторых, для крепления панелей применяются кляммеры, на которых скользит покрытие кровли. За счет этого компенсируется температурное расширение. Под действием солнечных лучей кровля нагревается – происходит удлинение панелей. Однако деформация кровли полностью исключена: панели свободно расширяются и сжимаются.

В-третьих, возможно применение панелей любой длины, т.е. этот вариант кровли – безстыковый, что позволяет обеспечить беспрепятственное прохождение нулевых уклонов и исключает протекание в этих местах.

Материал имеет три базовых тона, однако предпочтение было отдано патинированному оттенку натурального алюминия. Это обусловлено тематикой проекта: именно холодный цвет алюминия подчеркивает особую форму здания – обтекаемую, напоминающую крыло самолета. Кроме того, патинированный материал сохраняет цвет долгие годы.

Панели прекрасно выдерживают нагрузки: по кровле легко можно ходить. Это важно для ее обслуживания, которое осуществляется при помощи специального устройства, входящего в комплект поставки. Устройство представляет собой специальные мостки, закрепляющиеся зажимами. Крепления устанавливаются на кровлю на специальных зажимах. Таким образом, возможность повреждения кровли полностью исключена. Мостки могут образовывать любые пути движения по кровле. Кроме того, предусмотрены специальные элементы, через которые пропускается страховочный трос. Рабочие передвигаются по направляющей, которая состоит из х-образных элементов, устанавливаемых по ширине фальцев.

Ремонт осуществляется специальной вальцовочной машинкой: поврежденная панель развальцовывается, снимается, на ее место устанавливается новая панель, которая затем завальцовывается. Небольшие повреждения завариваются.

Система снегозадержания также входит в комплект поставки, т.е. является составляющей системы Kalzip.

Стоит отметить и еще одно преимущество этого варианта кровли: материал не нужно поставлять в панелях. Листы доставляются в специальных бухтах, а станки – в контейнерах. Таким образом, появляется возможность вальцовки на месте: лента заправляется в станок и превращается в готовые к укладке листы.

Из всех, без сомнения, замечательных проектов для объекта во Внуково была выбрана система Kalzip. В 2008 г. начнет функционировать первая очередь, которая охватывает около           80 000 м2. Монтаж   и поставка системы Kalzip будет осуществляться немецкой компанией Schungel.


Статья подготовлена по материалам: Архитектурное бюро АВК