«ПРОМХИМПЛАСТ». Свой взгляд на перспективы развития рыека XPS

Еще не так давно экструдированный вспененный полистирол (XPS) почти не применялся российскими строителями. Сегодня интерес к эффективному, недорогому и экологичному утеплителю вызвал бурный рост рынка XPS. Об этом мы сегодня беседуем с Дмитрием Сапроновым – коммерческим директором компании «Промхимпласт», производителя экструдированного пенополистирола под торговой маркой Primaplex.

— Дмитрий Владимирович, с чем Вы связываете рост спроса на XPS?
— Уникальные технические характеристики XPS позволяют применять его в самых различных сферах: при строительстве жилых и производственных зданий, коммерческой застройке, частном домостроении, строительстве автомобильных и железных дорог, для утепления подвалов, фундаментов, стен и кровель.

Переход на этот материал существенно снижает себестоимость строительства. Экструдированный пенополистирол имеет низкую теплопроводность, поэтому для утепления конструкций требуется меньшая толщина плит, чем в случае использования традиционных утеплителей. При этом значительно облегчаются конструкции и, соответственно, сокращается расход материалов. Таким образом, квадратный метр кровли, утепленный XPS, обойдется дешевле кровли, утепленной, к примеру, минеральной ватой. Помимо финансовой выгоды  повышается качество и долговечность здания, сокращаются сроки строительства.
– Как, на Ваш взгляд, будет развиваться рынок XPS в дальнейшем?

– Развитие рынка идет предсказуемыми темпами. Медленно, но верно XPS вытесняет традиционные теплоизоляционные материалы в жилищном и промышленном строительстве – минеральные и стекловаты, пенопласт. Совсем недавно о нем знали только узкие специалисты, а сегодня рыночная доля пенополистирола в строительстве составляет уже 4 %  (см. диаграмму). В Европе строительные пенопласты (XPS и EPS) занимают примерно около 20 % рынка изоляционных строительных материалов, а в США и Канаде их доля еще выше.

Рост российского рынка экструдированного пенополистирола происходит за счет замещения волокнистой теплоизоляции и освоения новых областей применения. Все активнее «экструзию» применяют в кровлях и фасадах, а при утеплении фундаментов она вообще незаменима.
– Несмотря на то, что экструдированный пенополистирол сегодня производится буквально «под боком» у потребителя, не всегда соблюдаются сроки поставки. Что (или кто) тому виной?
– Думаю, в первую очередь стоит винить производителей. Из-за желания не упустить свою выгоду, они готовы принимать заказов больше, чем можно осилить при ограниченной мощности предприятия. Большинство потребителей XPS – это крупные строительные компании, и несоблюдение сроков поставки утеплителя приводит к срыву сроков сдачи строительных объектов.
Довольно часто несвоевременность поставок объясняется также дефицитом сырья и нестабильной логистикой. Многим новым производителям приходится использовать сырье разных поставщиков, импортировать его из-за границы, что не только срывает сроки поставок, но и снижает качество продукции.
– Кстати о качестве: не всегда продукция соответствует заявленным характеристикам. В чем, по-Вашему, причина этого явления?
– При кажущейся простоте процесс производства экструдированного пенополистирола требует жесткого соблюдения технологии. Гранулы полистирола при повышенной температуре и давлении смешиваются со вспенивающим агентом. Полученная таким образом однородная сырьевая масса выдавливается из экструдера и застывает. Любое нарушение технологического процесса или использование несоответствующего сырья приводит к снижению качественных характеристик и получению откровенного брака. Огромное значение имеет также качество самой линии. Качественную продукцию невозможно произвести на морально устаревшей, технически отсталой линии.
– Существуют ли нормативные требования к плитам из XPS?
– В России пока отсутствуют государственные стандарты, регламентирующие характеристики теплоизоляционных материалов из экструдированного пенополистирола. Тем временем в Европейском Союзе и в США такие стандарты действуют уже давно. В частности, в Европе – это EN 13164-2001 «Теплоизоляционные изделия для зданий. Фабричные изделия из экструдированного полистирола. Технические условия».
В США стандартом, регламентирующим XPS, является ASTM C 578 07 «Стандартная спецификация на теплоизоляцию из  формованного ячеистого полистирола блочного типа». Данный стандарт регламентирует физические свойства и размеры плит EPS и XPS, перечисляет 11 типов  материалов в диапазоне плотностей от 11 до 480 кг/м3 и в диапазоне деформационной прочности от 0,035 до 0,69 МПа. Например, в приложениях, связанных с гидроизоляцией подземных сооружений, наиболее востребованными являются плиты типа VI (плотность  – 26 кг/м3, прочность на сжатие – 0,28 МПа) и VII (35,2 кг/м3 и 0,41 МПа). Водопоглощение для всех типов XPS не должно превышать 0,3 %.
Так что использование XPS c прочностью на сжатие меньше 0,25 МПа для утепления стен фундаментов не рекомендуется, тем более они неприемлимы для утепления эксплуатируемых кровель.

– Каким образом компания «Промхимпласт» регулирует нормативное соответствие плит XPS?
– Сотрудники Отдела технического контроля испытывают материал на прочность, производят геометрические замеры.      При обнаружении несоответствия материала установленным характеристикам вся партия отбраковывается и идет на вторичную переработку. Понятно, что это дополнительные затраты для производителя, но мы сознательно идем на эти издержки.

– За последние два года в России появился целый ряд новых производителей XPS. Конкуренция среди них возросла, а уровень цен на продукцию снизился. Если в прошлом году производители не успевали за спросом, то в этом году уже наблюдается явный профицит. Что же дальше? Каковы прогнозы?

– В 2007 году расширили свои производства основные игроки,  было запущено более двадцати новых предприятий. В отрасли возник излишек производственных мощностей. Производство XPS потеряло инвестиционную привлекательность на ближайшие пять лет. Невзирая на перепроизводство, а может быть и благодаря ему, рост спроса на XPS продолжится. Все чаще потребитель будет выбирать именно XPS, отказываясь от других теплоизоляционных материалов.

– Как компания «Промхимпласт» продвигает свой продукт в условиях столь жесткой конкуренции?

– Мы стараемся поддерживать и развивать отрасль, занимаемся комплексной просветительской работой, направленной не только на разъяснение способов применения плит Primaplex, но и на методику применения вспененного полистирола в целом.

«Промхимпласт» проводит обучающие мероприятия для продавцов дистрибьюторов, проектировщиков, строителей, взаимодействует с профильными институтами и проектными организациями, участвует в тематических конференциях и семинарах, обеспечивает техническую поддержку конечного потребителя.
Служба маркетинга нашей компании обеспечивает всестороннюю рекламную поддержку бренда: мы публикуем статьи в профильных СМИ, участвуем в выставках, издаем буклеты, каталоги.

– Я правильно понимаю, что в формировании спроса на материал Primaplex компания «Промхимпласт» делает главную ставку на дистрибьюторов?
– Конечно, надежные торговые партнеры – основа основ любого успешного бизнеса. Совместная работа с дистрибьюторами по продвижению Primaplex позволит нам максимально удовлетворить спрос конечных потребителей, которые получат качественную сервисную и техническую поддержку.
– В связи с падением интереса инвесторов к производству XPS планирует ли компания «Промхимпласт» и дальше развивать производство?
– Да, открытие завода в Тверской области – это наш первый шаг. Мы считаем, что рынок теплоизоляции будет расти. И если сейчас производство XPS мало привлекательно с точки зрения инвестиций, то через 3–5 лет ситуация изменится. Сегодня рост спроса слегка запаздывает за ростом производства, но со временем ситуация выровняется. Эксперты предполагают, что рынок пенополистирола продолжит прирастать как минимум на 20 % в год, поскольку имеет очень большой потенциал. Нормы потребления теплоизоляционных материалов в России самые низкие среди развитых стран со схожим климатом, в сравнении, к примеру, с Финляндией или  Норвегией. У нас зачастую фундаменты не утепляются вовсе, а остальные конструкции утепляются по нормам, сильно отличающимся от норм, принятых в европейских странах. Недостаточно пока освоен сектор использования пенополистирола в дорогах и промышленных кровлях, специальных объектах, требующих усиленной теплоизоляции. Одним словом, существует много направлений для развития отрасли.
Обладая полным набором предпосылок к успеху, мы готовы к самой жесткой конкуренции в своем сегменте.

PIC1. Cтруктура потребления теплоизоляционных материалов в России
PIC2. Объем рынка теплоизоляционных плит из экструдированного полистирола в России (тыс. м3)


Беседовала Светлана Меньшова