Специальная номинация Премии PROWOOD AWARDS ’21 компании VELUX «Качество света — качество жизни» за лучшее решение естественного освещения: интервью главного инженера компании Марины Прозаровской об архитектуре света, новых технических возможностях, а также критериях оценки победителей конкурса.
Марина, это уже не первая премия «PROWOOD» и специальная номинация компании VELUX за лучшее профессиональное решение естественного освещения. Поделитесь, пожалуйста, каковы главные критерии вашей оценки участников, как происходит отбор, и кто может стать победителем?
М.П. Критериями отбора является проработка проекта на достаточность, качество и комфорт естественного освещения помещений здания, после этого рассматривается архитектура дома, ее лаконичность и оригинальность. Вас, конечно, интересует вопрос — является ли использование мансардных окон VELUX обязательным условием для участия в данной номинации, ответ — приветствуется, но не обязательное. При этом мы внутри группы коллег собираемся и принимаем коллективное решение, чтобы исключить субъективную оценку. Однажды решая спорный вопрос, нам пришлось призвать на помощь приложение по расчету КЕО VELUX Daylight Visualizer, иначе бы спор продолжался до позднего вечера (КЕО — коэффициент естественной освещенности).
Почему VELUX активно поддерживает деревянное домостроение, насколько компании близко строительство с применением современной инженерной древесины, индустриальных материалов из дерева?
М.П. Мансардное окно VELUX само по себе является продуктом современной инженерной древесины, в производстве которого задействованы все возможные новинки в этой области, это и разработка самого окна, исследовательские лаборатории, заготовка FSC сертифицированной древесины, высотехнологичный процесс производства и контроля качества. При этом окно VELUX является элементом дома, который полностью отвечает потребностям клиентов, строящим себе «здоровые» и «умные» деревянные дома.
Исходя из вашего опыта, насколько изменился интерес к естественному освещению помещений, будь то частные дама или большие общественные здания, скажем, за последние десятилетия?
М.П. Я наблюдаю две противоположные истории развития этого вопроса. Первое касается городской застройки, здесь мы наблюдаем понижение требований по естественному освещению для жилых помещений, что подтверждается снижением требуемого значения КЕО в нормативных документах. Конечно, мы понимаем, что это обусловлено потребностью застройщиков уплотнять городские кварталы и получать максимальную прибыль.
Вторая история касается частных домов, когда каждый из нас строит уже для себя и своей семьи, старается сделать помещения более светлыми, объемными, комфортными. Сегодня, как правило, строят дома с большой площадью светопрозрачных конструкций. Посмотрите популярные проекты строительных компаний, вбейте в поисковик словосочетание «фахверковые дома», и у вас сразу сложится понимание, что хочет строить современный заказчик. Кухня, гостиная, должны обязательно иметь панорамное остекление и желательно на два этажа. Встает вопрос — «чем вызвана такая потребность» — эстетическая составляющая или наша с вами потребность в естественном свете? По моему опыту общения с клиентами, сначала в приоритете красота, но дальше в процессе разговора речь переходит уже к потребностям и к понимаю важности дневного света для жизни человека. Особенно сейчас мы с вами ощутили это на себе, когда провели несколько месяцев в самоизоляции и по большей части времени находились в своих квартирах.
Кто в первую очередь задумывается о том, какое остекление будут в доме — заказчик или архитектор?
М.П. Есть разные клиенты, одни четко понимают, что им нужно, вторые только начинают формировать образ своего дома. Те, кто четко понимает свои потребности — с ними проще разговаривать про свет и светопрозрачные конструкции, и архитектор, как правило, легче находит общий язык и вместе они быстрее приходят к оптимальному решению для проекта.
Как часто архитекторы сегодня задумываются об архитектуре света внутри здания, т. е. прежде, чем увидеть окна (остекление) в экстерьере дома, рассматривают влияние естественного света на интерьер и в целом на атмосферу внутри?
М.П. По поему опыту, задумываются профессионалы. Если архитектор думает только фасадами, то он, как правило не задумывается над данным вопросом. Как только архитектор переходит на следующий уровень и обращает внимание на объем, функциональность помещений, работает над вопросами архитектурного программирования, то он уже продумывает вопросы архитектуры света.
Сталкивались ли вы с примерами, когда естественное освещение повлияло бы на внешнюю архитектуру?
М.П. Конечно, посмотрите на проекты мастеров своего дела: Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, я вижу, что у них эти два вопроса неразрывны между собой. И это видно и по экстерьеру, и внутренним объемам зданий. Согласитесь, что сложно представить хорошую архитектуру домов без гармоничного ритма на фасадах окон и других элементов. Окно — это инструмент, который помогает задать ритм, визуальные оси, иногда создать акцент и добавить изюминку. И продолжу тему окна, но уже на крыше. Крыша — пятый фасад, и тут уже мансардные окна помогают нам создавать акценты облика дома, наполнять внутренние пространства и создавать атмосферу дома. Как примеры, первый Активный дом в России, «Дом на крыше» (Норвекс).
Марина, к вопросам современных технических возможностей естественного освещения. Фронтальное остекление частных домов в последнее время все больше стремится к максимуму, отдаляясь от традиции маленьких окон северных изб, с целью сохранения тепла зимой и прохлады летом. А каковы тенденции и современные возможности устройства естественного освещения в мансардах и крышах?
М.П. Вот эта любовь к маленьким окнам сейчас перекинулась с фронтальных окон на мансардные. Вы даже не можете себе представить, как часто нам с коллегами приходится наблюдать удивление наших клиентов, когда мы говорим, что окна могут быть больших размеров, например 1340×1600 мм. А второе удивление мы видим, когда говорим и показываем возможности комбинации окон между собой. Модульная система размеров мансардных окон позволяет их комбинировать между собой и собирать под задачи каждого проекта. Фактически, с помощью данной опции можно остеклить полностью весь скат крыши. И специалисты, которые знают о таких системных решения VELUX, любят их использовать в проектах и добиваться эффектного результата.
Какие технологии сегодня существуют?
М.П. Что касается технологий, тут только констатация факта: есть многофункциональные одно-, двух-, трех – камерные стеклопакеты, триплекс и пр. под задачи клиента. И могу только добавить, так как продукт полностью заводского изготовления, и стеклопакет в том числе, то параметры окна и стеклопакета будут полностью соответствовать, заявленным в сертификатах.
Как удается сохранить энергобаланс, как решаются вопросы протечек, надежность стекла и конструкций — это главные опасения непосвященных в тонкости современных технологий?
М.П. Когда мне профессионалы (строители и архитекторы) задают вопрос про протечки, надежность стекла и конструкции, я приглашаю на обучающий семинар по установке мансардного окна. Переубедить человека можно только показав, что-то новое и реальное. На семинаре можно самому попробовать и понять, что из себя представляет конструкция мансардного окна, насколько это технологичный современный продукт, продуманный до мелочей, как решены все детали и предусмотрены монтажные элементы (тепло-, гидро- и пароизоляционные комплекты), позволяющие обеспечить надежную эксплуатацию окна и помещения. Так что, добро пожаловать!
Что больше всего волнует заказчиков и архитекторов? Какие еще решения, кроме мансардных окон существуют сегодня и как они влияют на архитектуру помещений, качество освещения?
М.П. Для заказчика важные вопросы — эстетическая составляющая и цена вопроса. Архитектора, который к нам обращается, волнует возможность реализации его задумки и насколько надежное решение будет в процессе эксплуатации.
Немного расшифрую, что такое мансардное освещение и освещение через кровлю. Мансардное — классическое мансардное окно, диапазон использования 15-90 градусов. Зенитное окно — решение для плоских крыш, диапазон использования 0-15 градусов. Световой туннель — конструкция (окна, светоотражающая труба, плафон), который позволяет осветить помещение, расположенное под зоной холодного чердака.
Любое из вышеперечисленных решений преобразует освещение помещений, они добавляют естественный свет и свежий воздух, и меняют восприятие объема, визуально помещение становится больше.
Как эти уже стандартные и новые почти фантастические решения меняют качество жизни человека?
М.П. У Владимира Маяковского есть стих:
Мойте окна,
Запомните это:
Окна — источник
Жизни и света.
Тут я полностью согласна, при этом, на тему взаимосвязи параметров помещения и качества здоровья/жизни человека, можно приводить громадное количество аргументов, достаточное на отдельный материал. Если кому-то нужны цифры и исследования — буду рада предоставить.