В сказах Бажова волшебная хозяйка Медной Горы благоволила к талантливым мастерам-резчикам по камню, а героиня нашего сегодняшнего интервью сама является замечательным мастером-кровельщиком и художественным руководителем компании «Медная Артель».
— Елена, работа кровельщика не очень типична для женщины. Как Вы пришли к ней?
Это вышло практически случайно. Кровельными работами профессионально занимался мой муж, Александр, и однажды ему предложили сделать медную кровлю на объекте на Рублевском шоссе. Он посоветовался со своей бригадой и согласился на этот подряд, однако уже на следующий день его сослуживцы отказались от работы, ссылаясь на транспортные неудобства и не соглашаясь с предложенной оплатой труда. Я решила помочь мужу и побыть у него «на подхвате» пока он не наберет временную бригаду. В итоге крышу на основном объекте площадью 2500 кв.м. и на дополнительном, площадью 630 кв.м. мы сделали вдвоем, периодически набирая разнорабочих.
В школе Вы наверняка по другому представляли свою будущую работу. Кем хотелось стать?
В школе я хотела стать врачом, но так и не стала, потом очень долго работала в киноиндустрии, ассистентом художника-постановщика и ассистентом режиссера по реквизиту.
Как коллеги-мужчины воспринимают Вас? Какова первая реакция?
Те, кто давно работает со мной, уже привыкли, а те, кто первый раз видит меня в альпинистском снаряжении и с инструментом по металлу, конечно же, удивляются. Многие не верят глазам и говорят, что быть такого не может, но я готова доказать любому, что могу все! (улыбается) …ну или почти все!
Каков Ваш багаж навыков? Какие виды работ Вы можете делать?
Помимо фальцевых кровель любой сложности мне по силам чеканка, выколотка любой сложности и любого размера, скульптуры из металла, любые украшения для кровли.
А чем отличается чеканка от выколотки?
Техника выколотки основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка «садиться», вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки, для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. А от чеканки она отличается тем, что вся работа от начала до конца ведется не чеканами, а выколоточными молотками на опорных инструментах.
Где Вы получили опыт работы с чеканкой? Расскажите о Ваших первых работах. С какими видами металла предпочитаете работать и почему?
Первый опыт работы с чеканкой я получила в компании «ДенАкс». Вместе с руководителем компании, Денисом Аксеновым мы делали медную скульптуру дракона с рыцарем для замка Максима Галкина. Я предпочитаю работать с медью, по моему мнению, это самый благородный и послушный металл.
Когда Вы поняли, что «Да, это именно то, что мне нужно и я занимаюсь своим делом»? Кто-то повлиял на Ваш выбор?
Я поняла, что «да, это мое» с того самого первого опыта работы с чеканкой, с того самого дракона с рыцарем. И каждый раз, когда я заканчиваю очередную работу, я понимаю, что я не ошиблась, и это я действительно умею и могу.
Что больше всего Вас вдохновляет и радует в работе?
Большая часть моей работы делается на интуиции и вдохновении, и мне это нравится. Особое удовольствие — разрабатывать новый проект, представлять как должна выглядеть та или иная деталь и продумывать как именно нужно это сделать.
Как к вашей профессии относится семья?
Мы — одна команда. Муж всегда помогает и советует мне, а я в свою очередь — ему. Двадцатилетний сын тоже всегда в курсе моих работ, и даже дочь-подросток помогает по мере сил и желания. Она уже справляется, например, с вырезанием простых элементов из меди, хотя конечно, это довольно утомительно.
Елена, расскажите, пожалуйста, о самом интересном недавнем проекте.
Я принимала участие в работе над проектом «Цитадель». Это частное владение, расположенное в районе Рублево-Успенского шоссе и состоящее из двух зданий выполненных в едином стиле -«ар нуво». Особенностью этого стиля является отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых очертаний, имитирующих орнаменты из растительного и животного мира. «Цитадель» — удивительный проект, богатый на различные украшения, но при этом стильный и цельный. Меня пригласил туда Александр Ефимов, руководитель компании Penzatile.
Вы там монтировали кровлю?
Нет. Хотя она там довольно интересная. «Верхняя» ее часть — это классическая медная фальцевая кровля, а скаты сделаны из штучных элементов — объемных медных ромбов. Моя работа заключалась в другом. Когда я ознакомилась с этим объектом, у меня появилась идея объединить все окна верхнего этажа, хомуты на водосточных трубах и крюки на желобах медной лентой, украшенной орнаментом из листьев и цветов яблони. На участок крыши, носящий поэтическое название «бутон королевской лилии», в качестве ветровой декоративной планки я предложила ленту из щитов.
— В какой технике выполнена работа и какой использован металл?
В работе использовалась кровельная медь толщиной 0.6мм отечественного производства. На ней были нарисованы все необходимые элементы, которые затем вырезались и обжигались. Обжиг производился один раз, для чеканки я использовала чеканы и молоток, выколачивала все на толстой резине, потом делала чернение с помощью серы, зачищала, обезжиривала и покрывала полиуретановым глянцевым лаком.
— Сколько времени заняла работа?
Вся работа заняла чуть больше месяца, за это время было сделано 30 погонных метров медной ленты в виде листьев и цветов яблони, 15 хомутов для водосточных труб, 28 крюков на желоба и 12 погонных метров декоративной ветровой планки в виде щитов на «бутон Королевской лилии». Заказчику понравилась моя работа и я для него еще изготовила вытяжной зонт над плитой.
А над чем Вы работаете сейчас?
В настоящий момент в работе находятся несколько проектов. Самый интересный и трудоемкий -объемная картина-панно из меди с использованием стекла в технике «тиффани», я ее условно называю «Девочка — мотылек». Мне предстоит работать над ней еще как минимум два месяца, так как линии человеческого тела довольно трудно воплотить в металле. Картина украсит частный элитный интерьер.
Каковы Ваши цели? Каких высот хотелось бы достичь?
Мне бы хотелось, чтобы мое детище — компания «Медная Артель» всегда имела безупречную репутацию и впечатляющий послужной список. Можно сказать, что моя цель — если не достичь совершенства, то хотя бы максимально приблизиться к нему.