Мягкий и пушистый снег, выпавший на землю в начале декабря, радует нас, белея и искрясь на солнце. И нам кажется, что ужасные, все сносящие на своем пути снежные лавины где-то далеко в горах и опасность, таящаяся в них, нас не коснется. Но даже если вы никогда не будете в горах, вероятность попадания под мини-лавину существует везде, где возможно появление снега.
Изящные снежинки, день за днем выпадающие на поверхность, образуют плотные снеговые массы, толщина которых может достигать нескольких десятков сантиметров, а в некоторых случаях толщина снежного пласта составляет метры. Падение даже небольшого куска такого пласта с высоты второго этажа может привести к самым печальным последствиям. Снежный ком массой всего лишь 5 кг, подлетая к земле, воздействует на предметы с силой тяжести 49 Н.
Чтобы не пугать людей, по телевидению редко показывают последствия падения снега с крыш домов, но желающие даже в Интернете могут найти немало подобных прецедентов:
• «…В городе N из-за падения снега с крыши пострадали женщина и ребенок. 39-летняя женщина и ее 13-летняя дочь пострадали в результате падения снежной глыбы с крыши торгового центра. Пострадавшие были доставлены в городскую больницу. У женщины зафиксировано сотрясение мозга, она находится в нейрохирургическом отделении. У девочки сломано предплечье…».
• «…Вчера на двухмесячного ребенка с крыши рухнул снег. Малыш был доставлен в больницу с диагнозом «сотрясение головного мозга». По данным МЧС, инцидент произошел в 13:00 по московскому времени, через 30 минут в результате падения с крыши снега пострадал еще один ребенок. Шестилетний малыш получил сотрясение мозга…».
Если слегка поврежденный капот машины, треснутое лобовое стекло, сорванные водостоки или другие элементы кровли, сломанные деревья — печальные, но все же поправимые моменты, то случаи, когда снежно-ледяная масса убивает или калечит людей, становятся серьезной трагедией. Реальные случаи гибели детей, пожилых людей и раздавленных снегом людей в машинах упоминаются прежде всего применительно к городским строениям. И не случайно в большинстве европейских стран наличие снегозадержания на городских крышах является обязательным. Но не правильно будет объяснять причины этих несчастных случаев исключительно большой высотой зданий. Подобные примеры встречаются и в случаях небольших частных коттеджей, где даже небольшой навес над входом в дом может таить опасность. Возможно не с такими ужасными последствиями, но стоит ли рисковать?
В то время как в мире приняты нормы, обязывающие к установке систем снегозадержания на всех типах кровли, в нашей стране подобные начинания являются лишь инициативой ответственного заказчика. О чем думает человек, планирующий монтаж кровли? Естественно, чтобы она служила исправно, долго и была необременительна в обслуживании. Редко кто задумывается о безопасности своей жизни и жизни своих гостей, об угрозе повреждения водосточной системы, фасада здания и машин. Хотя когда мы покупаем машину, прежде всего мы обращаем внимание на систему ее активной и пассивной безопасности. К правильной же комплектации кровли, к сожалению, приходят только после неприятных инцидентов. Исправить ситуацию пытаются, устанавливая системы безопасности на готовые кровли, в то время как их необходимо закладывать на стадии проектирования — в местах их расположения требуется усилить конструкцию кровли, а крепеж многих элементов возможен только в процессе установки основного кровельного покрытия.
Но наличие снегозадерживающих элементов на крыше еще не гарантирует абсолютной защиты от несчастных случаев. Ошибки при установке и неправильный расчет снеговых нагрузок приводят к тому, что вместе со снегом вниз падают фрагменты снегоулавливающей системы и другие кровельные элементы. Недостатки при монтаже снегозадержания в основном связаны с попыткой ее удешевления за счет снижения качества, неполной комплектации системы, а также небрежности при монтаже.
К подбору производителя материала стоит подходить ответственно, как к системе безопасности своей жизни. Производителей на рынке представлено немного, и это облегчает выбор. На что стоит обратить внимание? Продукты, которые порой выглядят одинаково, могут существенно различаться. Так, фирменная опора для снегозадерживающей решетки от фирмы Flender-Flux выдерживает нагрузки до 350 кг, в то время как стандартные опоры — около 150-200 кг, хотя на взгляд непрофессионала они очень похожи. Использование слабых опор — одна из главных ошибок при монтаже элементов снегозадержания. Внимательно нужно относиться к металлу, из которого изготовлены элементы системы безопасности.
Одна из самых распространенных ошибок – это неполная комплектация. Сэкономленные за счет уменьшения количества точек крепления средства могут обернуться более серьезными финансовыми потерями: заменой нагруженного участка системы снегозадержания или целого участка водосточной системы и даже вскрытием кровли.
Но даже качественная и по всем нормам укомплектованная система снегозадержания может не спасти от угрозы, нависшей над нашими головами, если она рассчитана не в соответствии с параметрами кровли. Необходимо учитывать угол наклона, длину ската, погодные условия региона, показатели скольжения кровельного материала и многое другое. В Германии расчету нагрузок снега и льда на кровле целиком посвящен строительный стандарт DIN 1055-5. Во многих городах Европы установка систем снегозадержания обязательна на скатных кровлях, вблизи пешеходных зон (например, на фото видны снегозадержатели на крышах Зальцбурга). Необходимо помнить об узлах кровли и элементах, установленных на ней. Например, в защите от снежной массы нуждается кондиционер, установленный на скате, или мансардное окно.
Приведем ряд самых распространенных ошибок в установке систем безопасности и снегозадержания.
1. Недостаточное количество рядов снегозадерживающих решеток (трубок или бревен). Количество рядов снегозадержания зависит от длины ската и угла его наклона относительно земли. Если их будет недостаточно, нагрузка на опоры превысит расчетную, что может привести к прорыву снежной массы через преграды (фото 1). Иногда лучше перестраховаться (фото 2а) и поставить лишний ряд, как, например, на фото 2б, где снегозадерживающие трубы установлены в 2 ряда, несмотря на небольшой размер ската и уклон кровли.
2. Опоры установлены с шагом, превышающим рекомендованный. Эта ошибка приводит к повышенной нагрузке на снегозадерживающий элемент (решетки, трубы, бревна), вследствие чего он может не выдержать давления снега и прогнуться/сломаться. На фото 3 представлен именно такой случай. Кроме того, на нем видно, что в некоторых местах разрыв произошел в месте соединения снегозадерживающих решеток. Некачественное выполнение этого узла практически всегда приводит к повреждениям в этом месте.
3. Решетки (трубки), не выдерживающие заданной нагрузки. Снегозадерживающие трубки и решетки изготавливаются из расчета различных снеговых нагрузок. Так, в основе решетки обычно лежат два уголка, сечение которых может изменяться от 13х13х1,5 мм до 20х20х2,5 мм в зависимости от производителя и материала изготовления. Трубка изготавливается диаметром 10, 15, 28, 32 мм. Естественно, что нагрузки эти элементы выдерживают разные, и это важно учитывать.
4. Большая консоль, выступающая на краю ряда снегозадержания. Выступающие за последнюю опору более чем на 20 см решетки или трубки подвергаются большой нагрузке и могут быть погнуты. Эта консоль может также образоваться в случае, если решетка (трубка) не имеет достаточного выступа от последней опоры, что может привести их выпадению из крепежа опоры (фото 4).
5. Недостаточная высота снегозадержания. Недостаточная высота сдерживающих снежные массы элементов (фото 5) может стать лишь временным препятствием для их схода с кровли. При достижении критических объема и высоты пласт снега просто сойдет поверх установленной системы снегозадержания. Достаточная высота снегозадержания показана на фото 6.
6. Снегозадержание в ендовах. Особо внимательно стоит отнестись к ендовам — в этих участках крыши скапливается самое большое количество снега и соответственно нагрузка на снегозадержание наиболее высока (фото 7). Необходимы либо усиление снегозадержания (установка дополнительного ряда и опор), либо полное освобождение ендовы от преград для схода снега (на фото 8 показан новый элемент для ендов от Flender-Flux).
Система снегозадержания не может справиться с обледенением карнизных свесов, но способна предотвратить лавинообразный сход снега с крыши. На крупных городских объектах это особенно важно. Работа снегозадержания в тандеме с электрообогревом водосточной системы, карниза и ендов обеспечит безопасность и простоту в обслуживании. На частных коттеджах, как правило, достаточно использовать только систему снегозадержания.
Существенные финансовые затраты на лечение людей или восстановление испорченного имущества, ремонт здания или машины, штрафы, взимаемые с эксплуатирующих организаций, долгие судебные процессы по возмещению убытков — все это существенно превышает разовые вложения в систему безопасности, которая позволила бы избавиться от потенциальных проблем.