Трудно сказать, когда началась эта война против полистирольных утеплителей. Идет она давно, с переменным успехом. Периодически припоминают особенно грандиозные пожары (Чернобыль, Надым, Челябинск), устраивают демонстративные сожжения (как, например, это было сделано 11 сентября 2007 г. на базе ФГУ ВНИИПО МЧС России в Балашихе). Однако в этом году борьба разразилась с особой остротой. Поводом к ней стал пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», а катализатором – экономический кризис.
«Ужасы наших городков»
После пожара в «Хромой лошади» в прессе начался шквал публикаций, подробно описывающих опасности применения строительных материалов, содержащих полистирол. Особенно напряженной ситуация стала после заявления начальника Главного управления по надзорной деятельности МЧС России по Москве Сергея Аникеева на пресс- конференции 15 января 2010 г. о том, что пенополистирол необходимо запретить как строительный материал. «Подлил масла в огонь» и глава МЧС Сергей Шойгу, который в апреле 2010 г. в ходе «правительственного часа» в Государственной Думе в присутствии прессы заявил о недопустимости использования пенополистирола для утепления жилых домов. «Он запрещен к применению», – заявил министр.
Представители Некоммерческой организации «Ассоциация производителей и поставщиков пенополистирола» вступились за честь мундира. Директором Ассоциации А.И. Бек- Булатовым был направлен запрос в МЧС России о запрете применения пенополистрола при строительстве зданий различного назначения, на что получил следующий ответ: «Каких-либо решений о запрете применения указанного материала и конструкций с его использованием МЧС России не принимало» (письмо от 17.03.2010, № 19-2-4-1425).
Впоследствии прокуратурой Пермского края была дана окончательная правовая оценка трагедии, основанная на результатах экспертизы. Выяснилось, что в «Хромой лошади» в потолочных конструкциях был с нарушениями использован материал марки ПСД, а не самозатухающий ПСД-С.
Но страсти не улеглись. В июне по случаю полугодия трагедии в средствах массовой информации прошла серия репортажей и интервью, в которых журналисты снова и снова говорили о вреде применения в строительстве пенополистирола, приводя тщательно отобранные цитаты специалистов. Первый канал, например, привел следующие слова доктора технических наук, профессора Пермского государственного технического университета Бориса Баталина о воздействии продуктов горения пенополистирола на человеческий организм: «Вот сейчас 156 человек погибло после «Хромой лошади». Не все. Еще будут смерти. У него такой эффект, что можно в результате выздороветь как будто, а через некоторое время может все вернуться».
В материалах СМИ, как правило, не содержалось каких- либо уточнений и технических подробностей. В результате, некоторые жители реконструированных домов стали активно выступать против применения полистирольных утеплителей. «Второй месяц жители дома № 5 по улице Вешняковской в Москве живут в страхе. Их дом начали утеплять пенополистиролом. Еще полгода назад на это никто бы не обратил внимания, но после пожара в «Хромой лошади» этого материала боятся, как огня», — говорилось, например, в репортаже Первого канала. — Жильцы написали письма с просьбой не утеплять их дом едва ли не во все инстанции. Получили ответ — материал хоть и горит, но опасности не представляет, так как будет защищен негорючим материалом». Однако люди не поверили в пожаробезопасность конструкции, один из элементов которой пожароопасен.
Вот что рассказал журналу «Кровли» начальник технического отдела компании Primaplex Юрий Орлов: «В начале года мы отчетливо почувствовали последствия информационной войны, развернувшейся вокруг пожара в клубе «Хромая лошадь». Слово «полистирол» стало для многих ключевым: на выставках к представителям нашей компании подходили посетители и неоднократно высказывали сомнения в возможности применения экструдированного пенополистирола в строительстве. Это манипуляция общественным мнением.
Каждый строительный материал имеет право на существование. Не может десятилетиями применяемый материал в одночасье запрещаться только из-за того, что где- то преступно нарушались правила его применения. После трагедии на Чернобыльской АЭС ни одна развитая страна не отказалась от ядерной энергии. Никто не призывает закрывать заправки, узнав, что бензин – составная часть напалма. Тогда зачем пугать людей словом «полистирол»?
Теперь каждый пожар, возникший в интерьере, в котором были использованы отделочные материалы из полистирола, используется в качестве аргумента против применения полистирольных утеплителей в строительстве вообще. Некоторые производители минераловатной теплоизоляции воспользовались случаем повернуть общественное мнение в свою пользу».
Ссылаясь на зарубежный опыт…
Противники использования пенополистирола в России уверяют, что в Европе давно отказались от использования пенополистирола в жилищном строительстве, отведя ему место в утеплении промышленных объектов, дорог, теплиц и т.п. Точных данных, сколько именно домов в Европе утеплено этим материалом, нет, для их сбора нужно провести большое исследование. Но сейчас, когда Интернет стал глобальной торговой площадкой, можно без труда увидеть, что предложения европейских торговых фирм по продаже теплоизоляционных панелей на основе полистирола по-прежнему в силе. Если набрать в поисковике, например, «insulation panels of extruded polystyrene», увидим: у европейских и американских фирм широкий ассортимент данной продукции. Очевидно, что раз есть обилие предложений, значит, и спрос на данную продукцию велик.
«Европейский рынок теплоизоляции на 27% состоит из пенополистирольных утеплителей (по данным на 2000 г.). Между прочим, это больше, чем доля стекловаты. Никто не посмеет обвинить немецких пожарных в легкомысленном отношении к нормам, – комментирует ситуацию Юрий Орлов. – Но почему- то умалчивается, что в Германии пенополистирольные утеплители широко используются в кровельных конструкциях, причем, не только инверсионных. А в фасадах доля пенополистирола значительно превышает долю минеральной ваты».
Кирилл Иванов, коммерческий директор, «Управляющая компания “ПЕНОПЛЭКС Холдинг”»
События в клубе «Хромая лошадь» превратили полистирол из современного энергосберегающего материала в главного врага человечества и первопричину пожаров. Производители товаров-субститутов решили извлечь выгоду нагнетанием всеобщей паники. Начнем с того, что основная причина пожаров — это не возгорание строительных материалов, а неосторожное обращение с огнем. Очевидно, что более эффективными являются меры по предотвращению пожаров, а не борьба с их последствиями. Никому не приходит в голову закурить на автозаправке? Разрушения могут быть огромными, но ведь никто не закрывает автозаправочные станции. Почему же тогда мы хотим исключить из процесса строительства материал, благодаря которому удается эффективно решать вопросы энергосбережения и добиваться существенной экономии средств как в период производства строительных работ, так и в процессе дальнейшей эксплуатации зданий. В мировом распределении пожаров лидируют Китай, Индия и России, при этом в Европе показатели по количеству «огненных петухов» – низкие, хотя в странах Евросоюза полистирол применяется активнейшем образом. Многолетний европейский опыт применения пенополистирола в утеплении жилых и промышленных объектов уже доказал пожарную безопасность его использования. Главное – выбирать качественную пенополистирольную теплоизоляцию и соблюдать все нормы пожарной безопасности при строительстве, тогда не будет возникать чрезвычайных ситуаций и чудовищных последствий.
Из открытого письма производителей экструдированного пенополистирола № 10 от 17 ноября 2009 г
В разделе VII закона ФЗ-123 описываются возможные схемы подтверждения соответствия строительных материалов этому документу. Обязательное подтверждение соответствия может быть выполнено в форме обязательного декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. Материалы, применяющиеся для отделки путей эвакуации, должны проходить обязательную сертификацию, остальные строительные материалы – обязательное декларирование по схемам 2д или 3д (ст. 146).
Применение материалов с группой горючести ниже Г2 для отделки путей эвакуации недопустимо, согласно таблицам 3 и 28 вышеуказанного закона. При этом речь идет только о применении для внутренней отделки путей эвакуации. Применение пенополистирола в других конструкциях, которые были ранее испытаны в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*, остается без изменений и в полном объеме. Это следует из неизменившихся требований таблиц 6, 21 и 22 ФЗ-123.
Учитывая вышеизложенное, Российская ассоциация производителей экструдированного пенополистирола (РАПЭКС) предлагает всем производителям пенополистиролов перейти на систему обязательного декларирования (а не сертифицирования) соответствия ФЗ-123. Это позволит значительно упростить и существенно удешевить процедуру получения разрешительной документации и сформировать единую отраслевую позицию в отношении нового Федерального Закона.
Призываем всех производителей полимерной теплоизоляции, как на основе экструдированного, вспененного и других пенополистиролов, а также пенополиуретанов, внимательно и прагматично отнестись к данному предложению.
Генеральный директор ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб» Колесников А.О. Руководитель отдела маркетинга ООО «УРСА Евразия» Титов А.М. Директор по развитию ООО «Дау Кемикал» Голубев Ю.М.
Два письма о проблемах пожарной классификации
Так совпало, что в 2009 г., т.е. еще до скандала вокруг пожара в «Хромой лошади», в наступление на производителей пенополистирольных утеплителей пошли и власти. В связи с введением 01.05.2009 в действие нового Федерального закона ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» изменилась методика определения группы горючести пожароопасных строительных материалов.
В ст. 13, п. 6 появилось требование, исключающее образование капель расплава в материалах с группой Г1- Г2: «Для материалов, относящихся к группам горючести Г1-Г3, не допускается образование горящих капель расплава при испытании (для материалов, относящихся к группам горючести Г1 и Г2, не допускается образование капель расплава)».
Учитывая то, что температура плавления полистирола около 220 °C, то все утеплители на основе этого полимера в ближайшем будущем будут классифицированы группой горючести не выше Г3.
В связи с этим в ноябре 2009 г. компании-члены Ассоциации производителей экструдированного пенополистирола (РАПЭКС) обратились ко всем производителям полимерных теплоизоляционных материалов на основе полистирола с открытым письмом, фрагмент которого мы приводим.
Возможно, предложение компаний- членов РАПЭКС действительно целесообразно. Особенно, если учесть, что один и тот же материал разных производителей, сертифицированный в разных лабораториях, может иметь, согласно официально выданным сертификатам, разные группы горючести. Что поделаешь, закон у нас в стране один, а лаборатории – разные.
Вот пример из недавней практики. В апреле 2010 г. Иван Дьячков, ученый-химик, работающий над проблемой экологической и пожарной безопасности в строительстве, направил запрос во ФГУ ВНИИПО МЧС России следующего содержания:
«Здравствуйте. Прошу разъяснить такой момент. На сайте производителя экструдированного пенополистирола Teplex приведен сертификат пожарной безопасности ССПБ.RU.ОП079.Н.00018 (http://teplex.ru/about/sertifikat/35- 1w.JPG), зарегистрированный в реестре от 18 февраля 2010 года. В данном сертификате указана группа горючести Г1.
Полистирол относится к термопластичным полимерным материалам, которые в результате теплового воздействия образуют расплавы. Поэтому полистирол можно перерабатывать методом экструзии. Однако во вступившем в силу Федеральном законе 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в разделе 1, главе 3, ст. 13, п. 6 написано: «Для материалов, относящихся к группам горючести Г1- Г3, не допускается образование горящих капель расплава при испытании (для материалов, относящихся к группам горючести Г1 и Г2, не допускается образование капель расплава). Для негорючих строительных материалов другие показатели пожарной опасности не определяются и не нормируются». Таким образом, любой пенополистирол должен иметь категорию горючести не выше Г3. А в приведенном выше сертификате указана Г1. Как такое может быть? Может, это аккредитованная лаборатория некорректно провела испытания? Или некорректно интерпретировала результаты, ссылаясь на старое, уже утратившее свою силу законодательство? Прошу разъяснить данные моменты».
Официальный ответ (№ 13-1-03- 2246ЭП от 26 апреля 2010 г.) гласил:
«Так как пенополистирол относится к термопластичным материалам и образует при испытании по ГОСТ 30244-94 капли расплава, то согласно требованиям ФЗ №123-ФЗ (п. 5. и п. 6. ст. 13) не может быть отнесен к группам горючести Г1-Г2. Одновременно сообщаем, что за результаты испытаний по определению группы горючести, представленные в сертификате пожарной безопасности ССПБ.RU.ОП079.Н.00018, несет ответственность испытательная лаборатория, проводившая соответствующие испытания. По нашему мнению, представленные в данном сертификате результаты, являются некорректными».
Последствия пожара для рынка теплоизоляционных материалов
Необходимо подчеркнуть: падение спроса на пенополистирол не связано напрямую с трагедией в Перми или изменениями в определении группы горючести. В 2009 г., в связи с экономическим кризисом, произошел значительный спад в строительстве, в результате которого объемы потребления теплоизоляционных материалов сократились почти на 40%. Официальная статистика, которая говорила бы в пользу резкого изменения после пожара в «Хромой лошади» процентного соотношения различных сегментов рынка теплоизоляционных материалов отсутствует.
Пермская трагедия недолго будет влиять на рынок пенопласта — когда строительство наберет прежние или еще более высокие, чем до кризиса, темпы, то и спрос на стройматериалы, в том числе на пенополистирол, возрастет. Однако к тому времени актуальным станет другой вопрос – о качестве отечественной продукции, о ее конкурентоспособности по сравнению с зарубежными аналогами.
По мнению Юрия Орлова, напряжение спало уже сейчас. «Уверен, — говорит он, — что теплоизоляционные материалы из полистирола будут продолжать использовать в строительстве и дальше. Есть конструкции, в которых, например, минеральную вату использовать просто невозможно. Никто же не поднимает шума из-за того, что в таких конструкциях от увлажнения вата теряет свои теплоизоляционные свойства и механическую прочность. Оптимальное решение – по возможности, использовать конструкции с теплоизоляцией из минеральной ваты и пенополистирольных утеплителей. Таким образом, будут решены проблемы обеспечения пожарной безопасности и улучшения теплоизоляции. К тому же, такая конструкция очень экономична. Производителям не воевать надо, а сотрудничать!»
Из буклета «Как ведет себя пенополистирол при пожаре?», подготовленного представителями Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола.
Пенополистирол (ППС) – это горючий материал, как и многие другие строительные материалы. Однако данный факт имеет значение только в том случае, когда ППС оценивается в качестве изоляционного материала, не имеющего защитного покрытия. К счастью, концепция пожарной безопасности в странах ЕС построена на основе учета того, каковы условия «конечного использования» оцениваемого материала или конструкции. Соответственно, необходимые эксплуатационные характеристики определяются для всего конструкционного элемента здания. По общим правилам, ППС не следует устанавливать без защитного покрытия, если имеется риск распространения пожара на кровлю. При должной установке ППС материал может загореться только в том случае, когда пожар в здании достиг такой стадии, при которой все окружающие материалы уже сгорели или уничтожены иным образом, т.е. здание со всем содержимым должно уже ярко пылать в тот момент, когда огонь достигнет ППС. Пенополистирол может загореться только в результате халатности, пренебрежения правилами или их незнания. Одной из зон повышенной пожароопасности в этой связи является плоская крыша с изоляцией. Тем не менее, как уже отмечалось выше, применение удачной конструкции, предусматривающей секционирование крыши, а также тщательное планирование и неукоснительное соблюдение мер пожарной безопасности обеспечивают строительство такой крыши с изоляцией из ППС, которая отвечает всем необходимым требованиям огнестойкости. В связи с этим рекомендуется всегда закрывать плиты и панели изоляционного материала из ППС защитными покрытиями, которые крепятся или наносятся с такой степенью надежности, чтобы они не отделялись от ППС при пожаре. Защита поверхности из ППС при помощи гипсокартона толщиной 9 мм или слоем штукатурки толщиной 10 мм считается достаточной для препятствования возгоранию, если такой защитный слой также имеет дополнительные механические крепления. Покрытие без крепления, наносимое прямо на ППС с изоляцией, способной поддерживать температуру поверхности контактного взаимодействия ниже 100 °C в течение определенного времени, будет обеспечивать защиту до тех пор, пока не нарушена целостность такого покрытия. Тонкие покрытия и пленки, например, накрывочный слой штукатурки, алюминиевая фольга, огнестойкая краска или вспучивающиеся огнестойкие покрытия, могут на некоторое время задержать возгорание, однако как только их подложка размягчится под воздействием высокой температуры, может произойти нарушение целостности и разрушение такого покрытия. С учетом вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что изделия и материалы из пенополистирола не представляют чрезмерной пожароопасности, а их применение не ведет к увеличению риска повышения плотности дыма, если такие изделия из ППС будут устанавливаться в соответствии с рекомендациями и в зависимости от их предназначения. С точки зрения токсичности в случае пожара или возгорания данный пластик имеет сходные или лучшие показатели по сравнению с природными материалами, такими как дерево, лен, джут и пр. Использование ППС в качестве строительного материала при строительстве зданий с соблюдением правил пожарной безопасности возможно!