В середине мая 2010 г. Москву посетил один из руководителей концерна TONDACH Gleinstаtten AG, сын его президента, Мартин Ольбрих. Пользуясь случаем, редакция журнала «Кровли» попросила господина Ольбриха ответить на ряд вопросов.
— Вы впервые в России? Чем вызван Ваш визит?
— Нет, не впервые. В России был уже раз пять, в том числе в Санкт- Петербурге и Сочи. Мне опять захотелось увидеть Москву, к тому же надо было провести кое-какие коммерческие встречи.
— Пожалуйста, расскажите немного о концерне TONDACH AG.
— В настоящее время концерн TONDACH AG занимает лидирующие позиции в Европе по производству керамической черепицы. По состоянию на 2010 г., в концерн входят 33 завода (в 19 городах, в 9 странах) и представительства в 11 странах Европы, а также предприятия по производству керамического кирпича, керамических аксессуаров и комплектующих. Все заводы концерна отвечают самым современным требованиям и нормам и постоянно проходят процесс модернизации. Например, в 2009 г. завершилось строительство двух самых больших предприятий концерна — это заводы в Чехии («Границе») и Венгрии («Чабай-2»). Завод «Чабай-2» оснащен одной из самых больших туннельных печей в мире мощностью 33 млн штук в год (3,3 млн м2). Концерн постоянно проводит разработку новых покрытий и форм черепицы, а также активно внедряет солнечные батареи в кровельную систему TONDACH®. С коммерческой точки зрения прошлый год был трудным, но благодаря хорошо выстроенной системе бизнеса, какова у нас в концерне TONDACH AG, мы смогли преодолеть экономический кризис.
— Концерн TONDACH AG основан в 1881 г. Значит, в следующем году Вашей компании исполняется 130 лет. Что планирует концерн предпринять в связи с юбилеем в Европе и России?
— Естественно, что предстоящая годовщина будет у нас в следующем году в центре внимания. Но что конкретно мы в этой связи будем планировать, сейчас еще не скажу, поскольку это должно стать сюрпризом.
— Почему концерн TONDACH AG работает только в Центральной и Восточной Европе?
— Потому что в Восточной Европе мы видим будущее. Рынок керамической черепицы в Западной Европе перенасыщен.
— Сколько лет концерн TONDACH AG работает в России?
— Более пяти.
— Одним из самых важных моментов в работе в России является наличие склада, почему концерн TONDACH AG за все время работы в России так и не открыл здесь склад, как сделали это многие другие компании?
— Как раз сейчас мы работаем по этому вопросу и ищем одну или две площадки.
— Главная причина небольших объемов применения керамической черепицы в России — ее цена. В связи с этим вопрос: целесообразно ли, на Ваш взгляд, открывать в России производство керамической черепицы при сегодняшнем ее потреблении 7-8 млн штук в год?
— Не всегда цена играет ключевую роль. Качество и эксклюзив везде дороже. По-моему, на сегодняшний день российский рынок слишком мал для того, чтобы строить завод по производству керамической черепицы. Для того чтобы такой завод был рентабелен, необходима его мощность на уровне 20-25 млн штук в год. Но посмотрим, как рынок будет развиваться.
— С какими трудностями концерн TONDACH AG сталкивается при продвижении своей продукции в России?
— Большие расстояния, границы, таможни, бюрократия… Но нашей задачей является решение всех этих вопросов так, чтобы заказчик оставался всегда доволен.
— В чем главное отличие концерна TONDACH AG от других производителей керамической черепицы?
— Мы гибкие, и на 100% ориентированы на клиента. Но главное — у нас заказчик может выбирать из очень широкой линейки моделей, с расходом от 33–35 до 9 шт./м2, и все в большой цветовой гамме. Также наш большой плюс — это спецзаказы на нестандартные профили, цвета и покрытия.
— Расскажите про контроль качества на заводах концерна, един ли он для всех заводов и как это происходит?
— Каждая черепица у нас проходит как минимум двойной контроль – как человеческий, так и автоматический, т.е. с помощью специального оборудования. Ежедневно делаются лабораторные испытания на заводах и в независимых испытательных учреждениях. Для того чтобы на нашу продукцию предоставлять 33-летнюю гарантию, такой строгий контроль просто необходим.
— В России одной из лучших считается немецкая продукция и продукция, сертифицированная по немецким стандартам DIN. Имеет концерн TONDACH AG такие сертификаты и продает свою продукцию в Германии?
— А Вы знаете, что австрийская норма O-Norm строже немецкой нормы DIN? Требования касательно качества по нашей норме выше, причем как в способе испытаний, так и в закладываемых параметрах. Естественно, нашу продукцию поставляют в том числе в Германию, но на этом направлении мы активно не работаем.
— Продукция всех заводов концерна контролируется по О-Norm или на каждом заводе действует своя норма?
— Везде на каждом заводе делаются пробы по национальным нормам и дополнительно по О-Norm.
— Для России очень важен вопрос морозостойкости. С 2009 г. в Европе введен новый Общеевропейский стандарт на испытание морозостойкости «E». Продукция концерна TONDACH AG прошла такие испытания?
— Мы не только соответствуем критериям по морозостойкости. Во многом наша продукция даже лучше, чем предписывают нормативные документы. И не думайте, что в Австрии, Чехии или Словакии не бывают сильные морозы. Но суровая зима, скажем, температура -35 °С, сама по себе не критерий морозостойкости керамической черепицы. Опаснее здесь температурные перепады через 0 °С.
— Концерн TONDACH AG имеет большой выбор различных моделей и цветов и почти для каждой страны есть что-то свое местное, планируется для России выпуск какой-нибудь особенной модели, исходя из российских черепичных традиций?
— Как я уже сказал – мы абсолютно полностью ориентированы на заказчика. И делаем все ради его потребностей и желаний. Позволю себе привести вам в этой связи один свежий пример, причем как раз из России. Недавно один клиент из Москвы обратился к нам с требованием специального цвета глазури. Запрос был «не ординарным» — по его словам, цвет должен быть точно такой, как какао Nesquick + молоко… Прислал нам даже банку от этого какао… и сегодня у нас уже имеется черепица TONDACH® цвета Nesquick+молоко. Мы порадовались, но он порадовался вдвойне. Также у нас уже есть модель, традиционная для России, – «Русский Лемех», эту модель использовали при реставрации Свято- Николаевского кафедрального собора в Вене.
— Расскажите про конкурс TONDACH AWARDS, когда он начал свое существование, кто принимает в нем участие, почему в нем отсутствуют российские компании и объекты?
— Пока мы этот конкурс провели только один раз. На 2010/2011 г. уже запланирован следующий. В этом конкурсе принимали участие те страны, которые выслали проекты с применением черепицы TONDACH®. Если из России будет заявлен проект, то мы, конечно, внесем его в соревнования.
— Что делает в России концерн TONDACH AG для удобства работы архитекторов, дилеров, клиентов?
— В последнее время мы уделяем этому вопросу все больше внимания. В 2009 г. мы подготовили видео на DVD-диске по монтажу керамической черепицы TONDACH® на русском языке, проводим по всей России фирменные дни TONDACH® совместно с нашими партнерами, полностью обновили сайт www.tondach.ru. В середине марта каждого года для своих партнеров мы проводим выездные встречи по обучению и обсуждению рабочих вопросов, с посещением заводов и встречами с руководством концерна. Последняя встреча проходила в Чехии на заводе «Границе».
— Назовите, на Ваш взгляд, несколько самых значимых и необычных объектов для концерна TONDACH AG.
— Таких объектов очень много, и выбрать из них что-то необычное и самое значимое нелегко. В России это, например, Государственная резиденция вблизи Калининграда у Балтийского моря и жилой комплекс «Донское подворье» в Москве. В Австрии, в Вене, – дворец Hofburg, собор Святого Стефана Stephansdom, Свято-Николаевский кафедральный собор. В Словении и Венгрии под кровлей TONDACH® также президентские резиденции. В Боснии – Академия искусств с большим куполом. В Словакии и Чехии – десятки красивейших старинных замков. В Румынии – здание ратуши в городе Сибиу. В Хорватии – весь исторический центр Дубровника. На Украине – Черновицкий национальный университет …
— Несмотря на то что керамическая черепица занимает в России узкий сегмент рынка кровельных материалов, этот материал представлен большим количеством брэндов. Как Вы полагаете, с чем это связано?
— Каждый видит большой рынок, но успешными могут стать только серьезные компании. У нас в концерне TONDACH AG хорошие контакты, и мы на российском направлении работаем активно и серьезно.