В журнале «Кровли» уже была опубликована статья, посвященная проблемам защиты элементов фасадного декора (см. статью «Защита деталей фасадов, или особенности национальной разрухи»,№2 (21), 2009). Тогда речь шла о дефектах, допускаемых в реставрационных работах. Однако любое современное здание не меньше объектов архитектурного наследия нуждается в надежной защите выступающих деталей фасадов. Особенно если оно выполнено в классическом архитектурном стиле. Только тогда оно будет долгие десятилетия радовать владельцев своей красотой. Что же это, как не маленькие, но такие важные «кровли»?
Дом с белоснежными колоннами в тени деревьев сада – классический образ русской усадьбы до сих пор жив в памяти поколений. Это явление, важное не только для истории архитектуры, но и для истории всей русской культуры. На протяжении столетий менялся быт, владельцами усадеб становились не только дворяне, но и купцы. И вот настало время, когда дух русской усадьбы стали возрождать представители современной буржуазии.
С самого начала усадьба считалась местом, где человек хочет осесть, построить родовое гнездо, уютный семейный уголок в большом шумном мире. Поэтому характерной особенностью усадебной культуры всегда было стремление к преемственности поколений. Чтобы эту преемственность обеспечить, необходимо строить надежно, «на века», уделяя большое внимание каждой мелочи, в том числе таким, на первый взгляд, незначительным деталям, как элементы декора фасада.
Как правило, современная «усадьба» представляет собой двухэтажный просторный особняк, украшенный балконами, портиками, колоннами, с обилием выступающих карнизов. Именно здесь будущего владельца здания могут подстерегать опасные «подводные камни».
Дело в том, что классический стиль был заимствован российскими зодчими у архитекторов Южной Европы, т.е. в регионе, где нет суровых зим с частыми оттепелями и обильных дождей. Русские строители прошлых веков очень хорошо понимали роль защиты деталей фасадов. Работу над созданием защитных элементов выполняли квалифицированные кровельщики-жестянщики, которые знали все тонкости своего ремесла.
Сейчас же тенденция такова, что многие компании, производящие из различных материалов всевозможные декоративные детали фасадов, мягко говоря, лукавят. Заявляя о том, что их материалы не нуждаются в дополнительной защите, так как имеют достаточно высокую прочность, они «скромно» умалчивают об одном факте: на любой горизонтальной или наклонной поверхности деталей фасада неизбежно собирается пыль. Затем дожди, превратив эту пыль в грязь, оставляют на белых карнизах (пусть даже выполненных из полиуретана) грязные потеки. Поэтому, даже с эстетической точки зрения, надежная и качественная защита деталей фасадов необходима.
Да и утверждения относительно небывалой прочности искусственного камня тоже зачастую не что иное, как рекламный ход, а если называть вещи своими именами, то просто жульничество. Ведь всем известно: вода, попадая в трещину камня, будь то даже гранит или мрамор, при замерзании может запустить процесс их разрушения.
Среди будущих владельцев современных дворянских усадеб встречаются люди, понимающие, что только профессиональные кровельщики могут надежно защитить фасад и надолго сохранить изначальную красоту. Они сознательно идут на серьезные затраты, чтобы впоследствии не тратиться на бесконечные дорогостоящие ремонты всего фасада.
В одном из поселков Подмосковья продаются «коробки» домов, архитектура которых выполнена в классическом стиле дворянских усадеб. Белый цвет фасадов придает торжественность и вселяет надежду, что люди здесь будут жить счастливо и беззаботно. Но, присмотревшись более внимательно, замечаешь первые признаки будущей неизбежной разрухи, так как строители забыли (или не знали) о необходимости устройства защиты деталей фасада.
Смотришь – один из домов невольно притягивает взгляд, будто работы на этом объекте только что закончили. А ведь все дело в том, что медные элементы защиты абсолютно всех деталей фасада выполнены качественно.
Прописные истины: одной из основных задач защиты деталей фасадов является предотвращение прямого попадания воды на фасад при дожде и таянии снега. Только в этом случае стены дома будут оставаться практически сухими и чистыми, а межремонтный период фасадов может быть увеличен в несколько раз.
Фасад – это не только лицо дома, это своеобразная «визитная карточка» владельца, отражающая его социальный статус и индивидуальность. Именно поэтому в дореволюционной России не было двух совершенно одинаковых усадеб. Над обликом многих из них работали лучшие зодчие своего времени, творениями их мысли мы можем любоваться и сейчас. К счастью, традиция творческого подхода к вопросу украшения своего дома возрождается, и все чаще домовладельцы обращаются к профессиональным архитекторам. К сожалению, и владельцам, и архитекторам потом не приходит в голову обратиться к высококвалифицированным мастерам.
Кто-то, взглянув на общий вид этого загородного дома (рис. 1), может задать вопрос: «Зачем было закрывать медью верхний карниз, если он имеет небольшую ширину и над ним нависает широкий фронтонный карниз, а крыша имеет по всему периметру довольно большой вылет?» Типично российское заблуждение. Ведь даже в этом, казалось бы, неуязвимом положении на горизонтальной поверхности карниза будет собираться атмосферная пыль, а дождевая влага, забрасываемая сильными осенними ветрами, неизбежно будет смывать ее на белые стены. Да и птицы, извините, нередко на карнизах оставляют следы своей жизнедеятельности, которые дождями также смываются на фасад, превращая красоту в грязные разводы. Работы по устройству защиты деталей фасада – это одно из важных направлений в кровельном деле. Самое важное – внимание к мелочам: применение закладных деталей (фальшпланок), отсутствие на видимых поверхностях заклепок и саморезов, отведение от стен фасада атмосферной влаги с помощью устройства специальных бортиков по краям оконных отливов, устройство таких же технологических разрывов в других потенциально опасных местах.
Здесь так же необходимо использовать самые современные станки и инструменты, как и при устройстве металлических кровель. Но квалификация мастеров, ручной труд продолжают играть решающую роль, так как по ходу работ постоянно возникает необходимость в принятии нестандартных технических решений и «сочинении» новых узлов на основе предыдущего опыта и рекомендаций производителей кровельного металла.
Правило «Семь раз отмерь – один раз отрежь» создано не только для портных, но и для профессиональных кровельщиков. Здесь не годится типовая заготовка деталей где-то в далекой мастерской одними людьми, а монтаж на объекте — другими. Мини-мастерская оборудуется прямо на объекте. По месту производится замер, раскрой материала и поэтапная установка сверху вниз с использованием разборных лесов.
Приведем пример. При монтаже фронтонного карниза (рис. 2) пришлось учитывать то, что сам карниз выполнен из полиуретана и его верхняя поверхность горизонтальна. Следовательно, противоветровые планки крепить было нельзя, хотя ширина карниза того требовала. Решено было применить в качестве клеящей мастики «Энколит». При горизонтальной поверхности пришлось на стыках заготовок применить соединительную планку, расположенную с уклоном от стены к краю. Но технологически весь узел выполнен герметично без разрезов у стены, так как металл свернут до высоты борта «конвертом». Таким же образом выполнены и соединения заготовок межэтажных и цокольных карнизов. Этот способ позволяет добиться не только герметичности, но еще и создает визуальную симметрию в отличие от не очень надежных способов внахлест или в лежачий фальц.
Угловые соединения заготовок карниза выполнены с помощью профессионального газового паяльника (рис. 3). Нельзя было обойтись без паяльника и во многих других случаях, например, при выполнении примыканий к колонам (рис. 4), изготовлении защиты оголовков колонн (рис. 5) или разрезах в углах бортиков примыканий в различных местах (рис. 6). Кроме традиционных отливов для защиты широких поверхностей применялись фальц-панели. Это поверхности ниже окон зимнего сада и опорного парапета колонн главного фасада. Причем панели между колонн имеют излом, повторяющий форму камня, этот излом выполнен без разреза. Просто в месте излома металл растянут специальной оснасткой для растяжки и сжатия мягких кровельных металлов.
Оконные отливы первого этажа не имеют подоконного карниза из камня и выполнены в безопасном европейском варианте без режущих кромок (рис. 7). Этот способ позаимствован у коллег из немецкой компании SCHMDT (Италия). Оконные отливы второго этажа повторяют форму подоконного карниза из камня и поэтому имеют по бокам небольшие треугольные грани с уклоном от центра окна. Это обстоятельство потребовало найти технологическое решение, которое обеспечило отвод воды от стены во время дождя (рис. 8). Такое же решение использовано и при монтаже зонтов для столбиков ограждения открытых террас, примыкающих к стенам (рис. 9), а также при монтаже примыканий карнизов к колонам главного фасада (рис. 10).
Без герметизации примыканий атмосферные осадки вдоль стены будут беспрепятственно затекать под защиту деталей фасадов. Поэтому надо сказать несколько слов о применении специального герметика. Именно специального, более качественного и долговечного, чем повсеместно продаваемые, дешевые герметики, предназначенные для других видов строительных работ. Лучше использовать только герметик, рекомендуемый производителем (такие имеются в комплектации компаний Prefa, KME и др.).
Чтобы нанести герметик красиво и надежно, не испачкав фасад, используется самоклеящаяся малярная бумажная лента шириной 20–30 мм. Она приклеивается к стене выше примыкания на 7–10 мм. Когда углубление между стеной и примыканием заполнено и герметик уплотнен так, чтобы излишки слегка выступили даже на бумажную ленту, она снимается таким образом, чтобы герметик представлял собой ровную параллельную верхнему краю примыкания полоску.
Не хотелось бы завершать рассказ на печальной ноте, но поскольку все познается в сравнении, нельзя не показать, как не надо делать. Дом, построенный в том же стиле, как и тот, о котором мы говорили выше, находится буквально через дорогу. «Умельцы» здесь поработали на славу. Стороннему наблюдателю покажется, что все сделано аккуратно и красиво, но взгляд специалиста сразу выхватывает дефекты. Например, при такой форме карниза, как это показано на рис. 11, вся вода будет направлена прямо на цоколь, облицованный камнем. А на рис. 12 видно: лучше бы вообще не делали оконный отлив, поскольку при таком исполнении капельника вода направляется прямо на стену, образуя на новеньком фасаде еще незаселенного дома безобразные подтеки.
«Рукотворная разруха» владельцу усадьбы обеспечена, и будет постоянная борьба со следствием, а не устранение причины. А причина проста – мастеров не хватает.
Николай Савченко, эксперт по металлическим кровлям