Вокзал Льеж-Гийемен (Lige- Guillemins) — главная станция города Льеж в Восточной Бельгии, одного из наиболее значимых центров страны.
Первое здание вокзала Льеж- Гийемен было введено в эксплуатацию в мае 1842 г., когда спустя всего три года после строительства первой континентальной железной дороги была открыта линия, связывающая Брюссель и Анс. Станция была модернизирована четырежды — в 1882, 1905 (для проведения Международной ярмарки в Льеже) и 1958 гг. В 1999 г. было принято решение о проведении новой реконструкции.
Автором проекта станции 2009-го года выступил Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava), к тому времени уже успевший поработать над двумя другими европейскими железнодорожными вокзалами — Цюрих-Штадельхофен и Люцерна.
Новый комплекс станции Льеж- Гийемен имеет девять направлений и пять платформ (три по 450 м и две по 350 м). Станция была возведена из стали (10 000 т), стекла (1700 т) и бетона (65 000 м3), а общие затраты на строительство составили 312 млн евро.
Площадь застройки: 49000 м2;
Общая длина: 488 м;
Общая площадь стеклянной кровли: 33000 м2;
Строительство завершено в 2009 г.;
Архитектор: Сантьяго Калатрава.
Вокзал, расположившийся между поросших деревьями холмов, представляет собой «здание без фасада». Его конструкция исчерпана изящной волнообразной крышей из 39 стальных арок, расположенных не как обычно, поперек путей, а вдоль — по движению поездов. Здание достигает в длину 200 м, в высшей точке его перекрытия из стали и стекла возвышаются на 50 м.
Как рассказывает Сантьяго Калатрава, «изначально целью было создать здание, которое отражает предназначение станции, то есть именно станции высокоскоростной линии. Я представлял себе объект без фасадов с крышей, защищающей все, что под ней находится. Это особенно актуально зимой, когда в Бельгии традиционно дождливая погода. Такое решение также должно придавать станции вид, который бы создавал у людей представление о современной скоростной дороге. Сводчатые формы были естественным развитием этой концепции, в то время как мягкие волнистые линии крыши были выбраны, чтобы имитировать линию изгиба окрестных холмов».
Крыша накрывает железнодорожное полотно и соединяет два района города — Cointe и Guillemins. Планировка и дизайн кажутся простыми, а концепция дизайна предусматривает полную открытость для взгляда: стоя на холме можно наблюдать внутреннюю организацию станции, а для наблюдателя внутри здания открывается широкий вид на улицу.
Обильное применение стекла в кровельных конструкциях позволяет экономить на освещении в светлое время суток. Часть мощения пассажирских платформ выполнена из стеклоблоков, благодаря чему солнечные лучи проникают в подземную часть вокзала: в переходы между платформами и гараж на 800 машиномест.
При описании станции специалисты употребляют такие эпитеты, как «эфирная», «воздушная». В Интернете можно даже найти такое изящное сравнение: «размытые границы, бесконечные горизонты, скорость, изящество и простота: другими словами все, что и должно быть при путешествии на поезде».
Благодаря модернизации всего оборудования с учетом требований эксплуатации современных высокоскоростных поездов, новый вокзал Льежа стал одним из важнейших узлов европейской скоростной транспортной сети. Ежедневно терминалы станции обслуживают 36 000 человек.
Статья подготовлена при содействии AGC Glass Europe