Трудно делать обзор рынка, на котором почти нет конкуренции. Однако раз есть хороший материал, представленный несколькими производителями, значит, всегда найдется, что о нем рассказать.
Применение цинка в строительстве имеет многовековую историю. В конце 1960-х гг. появился новый сплав: в очищенный от примесей цинк был введен комплекс легирующих добавок — титана, меди и алюминия, благодаря которым металл приобрел высокую пластичность, а также более высокие механические и антикоррозионные свойства*.
* Скорость коррозии чистого цинка в атмосфере воздуха (в зависимости от его влажности и загрязненности) составляет 5-10 мкм в год. Низкая скорость коррозии обеспечивается возникновением на поверхности цинка пленки сульфатов и гидрокарбонатов, которая препятствует дальнейшей коррозии. Исследования, проведенные в Институте новых строительных материалов, показали, что добавки титана и меди повышают коррозионную стойкость цинка почти в 2 раза. Благодаря этому срок службы титан-цинка — около 100 лет.
Рынок титан-цинка. Производители, представленные на российском рынке
В Европе титан-цинк производят шесть-семь компаний (четыре из них — основные, на долю которых приходится порядка 80-90% всего рынка). Производственные линии на их предприятиях стоят мощные, способные удовлетворить растущий спрос. Тем не менее время от времени и здесь появляются свои «новички». Например, в 2008 г. производство титан-цинка на одном из заводов в Испании освоила компания КМЕ, один из крупнейших европейских производителей и поставщиков кровельной меди.
Вездесущие китайцы европейским производителям конкуренцию не составляют, поскольку в Китае сейчас дефицит цинка, и экспортный вариант титан-цинка азиатского производства получается даже дороже европейского. Наоборот, из Европы металл поставляется в Китай.
В России производство титан-цинка «умерло» почти «в зародыше». Все действующие заводы по производству цинка не ориентированы на глубокую переработку его с целью производства кровельных и фасадных материалов. Только Московский завод по обработке цветных металлов наладил производство титан-цинка и за несколько лет поставил его на ряд объектов, крупных и не очень (самый значимый из них — Малая спортивная арена в Лужниках, на которую было использовано более 60 т проката титан- цинка). У завода был хороший потенциал, но на долгую, кропотливую, трудоемкую работу с большим количеством мелких потенциальных заказчиков его сотрудников не хватило. Отпозиционировать продукцию предприятию не удалось, и сейчас титан-цинка нет в списке продукции предприятия, представленном на его официальном сайте.
Основная заслуга в продвижении инновационного для нашей страны материала принадлежит зарубежным компаниям. За последние 10-15 лет на российский рынок пытались выйти почти все европейские производители титан-цинка: RHEINZINK (Германия), Umicоre (Франция, марка VMzinc), NedZink (Бельгия) и Metazinco (Испания). Однако, столкнувшись с целым рядом трудностей в продвижении (об этом мы скажем ниже — в разделе «Проблемы продвижения»), закрепиться в нашей стране смогли не все.
В настоящее время доминирующее положение, благодаря активной работе сотрудников представительства, которые смогли обеспечить полный спектр сервисных услуг, занимает компания RHEINZINK (Германия), марку VMzinc почти не видно, а Metazinco вовсе перестали поставлять.
Тем не менее, видя потенциал российского рынка, в ближайшее время на него собирается выйти новая компания- производитель. Компания КМЕ предлагает титан-цинк своего производства под заказ. Кроме того, как сообщил редакции журнала «Кровли» Виктор Ванцович, представитель компании SOFIA MED (Болгария) в России, в ближайшее время ожидается «активный выход на рынок компании SOFIA MED, которая входит в состав группы компаний HALCOR (Греция), с тремя видами покрытия — обычный (блестящий) и две марки с патинированной поверхностью. Это связано с ожидаемым ростом потребления титан-цинка за счет повышения цены на медь».
Химический состав. Виды патинированных поверхностей
Разницы в химическом составе сплава между продукцией разных производителей нет, а технологии производства, по разным данным, либо идентичны, либо различаются незначительно.
«Если и есть отклонения, то они небольшие, — комментирует руководитель службы продаж и консультирования компании «Райнцинк» Игорь Овсянников. — Есть общеевропейский стандарт качества DIN EN 988:1996 «Цинк и цинковые сплавы. Технические условия на плоский прокат для строительства», Андрей Солнцев, генеральный директор компании Dr.Schiefer Рост цен на титан-цинк, как и цены на медь, алюминий и другие металлы, обуcловлен изменениями котировок на Лондонской бирже металлов (LME). С большой долей вероятности в 2011 г. цены на все металлы будут только расти. Игорь Овсянников, руководитель службы продаж и консультирования компании «Райнцинк» В случае увеличения потребления титан-цинка и роста продаж стоимость материала для потребителя может немного снизиться, поскольку цена формируется из целогоряда позиций, в том числе — из затрат на организацию сервиса и маркетинг. по которому работают все. Возможна некоторая разница в технологии производства. Есть еще стандарт QUALITY ZINC («Высококачественный цинк»), который предъявляет более жесткие требования к продукции, чем DIN EN 988:1996. Например, если по DIN отклонения по толщине металла могут быть 0,03 мм, то по стандарту QUALITY ZINC допускается отклонение максимум 0,02 мм. Это значит, что один квадратный метр металла весит именно столько, сколько заявлено производителем. Учитывая, что материал продается на вес, это очень важный фактор. К тому же, отклонения по толщине могут привести к появлению саблевидности, волн».
Основные технологические отличия касаются обработки материала для придания ему цветового оттенка (патинирования). Тут разные компании имеют свои наработки. Как известно, благодаря своей способности образовывать защитную окисную пленку (патину), кровли из титан-цинка имеют длительный срок эксплуатации. Образование патины начинается сразу же после первого контакта с окружающей средой и продолжается 4-5 лет. После окончания процесса патинирования поверхность кровли из титан-цинка приобретает ровный серый цвет. Следует отдельно отметить, что существует и успешно применяется в ряде европейских стран технология искусственного состаривания титан-цинка в заводских условиях.
Естественные оттенки цинка варьируются от светло- серого до темно-серого, в зависимости от количества легирующих добавок. Любой другой цвет, включая и темно- серый, – результат искусственного патинирования.
«Цинк патинируется на протяжении всего срока эксплуатации, в течение десятилетий, но темнеет он очень медленно и визуально незначительно, – рассказывает И. Овсянников. – Сплав RHEINZINK «патинированный темно- серый» разрабатывался специалистами нашей компании на протяжении нескольких лет».
Все ведущие производители предлагают титан-цинк трех видов – обычный и два варианта с патинированной поверхностью (грубо говоря, светло-серый и темно-серый). Под маркой VMzinc еще поставляется титан-цинк PIGMENTO — металл, имеющий искусственно сформированный слой патины с дополнительным включением в ее состав минеральных пигментов – голубого, красного и зеленого.
Объемы потребления
По словам Игоря Овсянникова, основными потребителями титан-цинка для кровель и фасадов в Европе являются Германия и, вслед за ней, Франция. Успешно европейский рынок титан-цинка развивается за счет «молодых» членов Европейского Союза — Чехии, Словакии, Венгрии, Польши и стран Прибалтики.
Значительные объемы потребления приходятся на Азию и Американский континент, но, к сожалению, четких данных по этим регионам нет.
В России до 2009 г. на фоне экономического роста наблюдалась положительная динамика развития потребления титан-цинка.
С началом кризиса, по наблюдениям И. Овсянникова, произошло снижение потребления титан- цинка на 17%, однако уже в этом году наблюдается тенденция к росту потребления.
По оценкам специалистов строительного подразделения компании «Гуттер» Сергея Москалева и Алана Элбакидзе, падение рынка в связи с кризисом составило 30-40% (с учетом «замороженных» проектов), но со второй половины 2010 г. началось постепенное восстановление спроса. В 2011 г. они ожидают рост потребления на 15-30%.
Проблемы продвижения материала в России
Постепенно титан-цинк становится узнаваемым материалом. Но все же остается множество препятствий, которые мешают производителям значительно увеличить долю его рынка.
1. Цена и традиции. В России две крайности — материал выбирают по принципу: либо «абы подешевле», не задумываясь о его эстетических качествах, либо, наоборот, «как покрасивее», т.е. поярче. И бывает, что заказчики не понимают, почему цинк, который в их восприятии ассоциируется с обычной оцинковкой, стоит так дорого.
2. Нехватка квалифицированных кадров, как результат — ошибки проектирования и монтажа. Эта проблема касается, конечно, всех сегментов строительной отрасли в целом и кровельной – в частности. Однако когда речь заходит о работе с материалом, который требует АККУРАТНОГО с собой обращения, она становится особенно острой. Обучиться работе с титан-цинком, узнать все нюансы монтажа можно только в Москве на специальных курсах, организованных компанией «Райнцинк».
«Вначале на подавляющем большинстве объектов материал применяли с грубейшими ошибками, — комментирует Игорь Овсянников. — Но, к счастью, мастерство российских кровельщиков растет. Уже есть компании, работу которых можно ставить в пример. Для того нами была проведена колоссальная работа. К сожалению, очень трудно преодолеть косность проектировщиков, которые не хотят учиться работе с новым материалом».
3. Сезонность. Что поделаешь, любят у нас в стране оставлять кровельные работы на осень, а то и на зиму. А титан-цинк можно монтировать при температуре не ниже +5°C. Точнее, при более низких температурах монтировать можно, нагревая поверхность участка монтажа с помощью строительного фена, но это удорожает стоимость кровельных работ.
Перспективы применения в России
С одной стороны, перспективы у титан-цинка — не радужные. «На мой взгляд, динамику развития рынка титан-цинка последних нескольких лет можно охарактеризовать словом – стагнация, – говорит Андрей Солнцев. – Рост, если и есть, то на фоне других материалов крайне незначителен. Как и любой другой строительный материал, титан-цинк потерял в объемах продаж в кризис в Европе. И докризисные позиции до сих пор не восстановлены. Российский же рынок слишком мал, чтобы связывать падение объемов продаж с кризисом. Для новых игроков коммерчески рынок титан-цинка слишком малопривлекателен. Несмотря на то, что уже прошло около 10 лет, как этот материал появился в России, широкого распространения он не получил. Рынок мал, и потому вопрос можно ставить о сохранении этих игроков, а не о появлении новых».
С другой стороны, будущее титан- цинка может быть более оптимистичным:
1. Возможно появление новых объектов в связи с удорожанием меди.
2. У материала сформировалось неплохое «портфолио» — Планетарий, новый корпус МГУ, шпиль кафедрального лютеранского собора, немало частных домов, — есть что показать потенциальным заказчикам.
3. Расширение географии заказов. Хороший потенциал у Санкт-Петербурга и южных приморских регионов, где в условиях агрессивного морского климата остро стоит вопрос долговечности кровельных материалов (оцинкованная сталь там живет недолго).
4. Рост мастерства кровельщиков. Как показывает практика, порядка 50% частных заказчиков останавливают свой выбор на том или ином материале под влиянием рекомендаций специалистов. Чем больше будет компаний, у которых в штате будут квалифицированные мастера, прошедшие обучение с титан- цинком, тем больше будет объектов, покрытых этим материалом.
По оценкам Игоря Овсянникова, в ближайшее время можно ожидать роста рынка в пределах 10-15% в год. По мнению Виктора Ванцовича, при активном продвижении возможен рост на 15, максимум на 20%. Для такого дефицитного рынка, как этот, цифры очень скромные, но выглядят реалистично.
Из беседы с Игорем Овсянниковым, руководителем службы продаж и консультирования компании «Райнцинк»
— Ваша компания была первой и единственной в нашей стране, которая организовала обучение кровельщиков работе с титан-цинком. Востребована ли данная услуга или кровельщики предпочитают работать с металлом методом проб и ошибок?
— У дальновидных кровельщиков — востребовано. Но, к сожалению, не все еще могут инвестировать в обучение или не осознают необходимость таких инвестиций, не «обжигались» еще на своих ошибках. Однако если раньше мы приглашали на семинары, то в этом году, наоборот, был наплыв слушателей, люди сами просились на обучение. Кто видит перспективу, тот понимает, что обучение окупится получением работы. Мы всегда готовы помочь — выехать на объект, оказать консультацию по чертежам.
— Не боитесь ли Вы, что кровельщики, обучившиеся на ваших семинарах, будут работать в дальнейшем с материалом других поставщиков?
— Не боимся. Чем больше хороших кровельщиков — тем лучше. К тому же, мы постоянно поддерживаем связь с нашими выпускниками. Если от нас уходят к другому производителю, то значит, что-то у нас не так, и мы будем выяснять, в чем проблема.
— В новом СНиП «Кровли», который вступит в силу в этом году, появилось упоминание титан-цинка. Как Вы оцениваете включение этого материала в данный документ — положительно или отрицательно?
— С одной стороны, хорошо, что материал включили в СНиП, проще будет работать с государственными органами. С другой стороны, этот документ не пользуется никаким уважением в профессиональной среде. И это плохо. Но как может быть иначе, если на все фальцевые кровли отведены две страницы? Это ничто.