Строительные компании, занимающиеся возведением кровли, поставлены рынком в сходные условия. Каждая из них ищет наиболее эффективную организацию процесса строительства, и каждая из них приходит к тому, что стройка идет быстрее, если бригада рабочих проживает непосредственно на объекте. Поэтому создавать приемлемые бытовые условия на строительных объектах для своих рабочих приходится каждому руководителю строительной компании, занимающейся возведением кровель. При идентичных исходных решение задачи также получается примерно одинаковым. Но с каким бы из руководителей компаний мы ни стали обсуждать такой сугубо специализированный вопрос, как быт, разговор быстро начинает захватывать более общие и едва ли не вечные темы, связанные с организацией работоспособного коллектива и построением взаимоотношений внутри эффективной строительной компании, а заканчивается качеством. Впрочем, все это оказалось связано теснейшим образом.
Сначала об организации быта нам рассказал руководитель строительной компании «Кровля гарант» Александр Левицкий. Эта компания, в качестве субподрядчика, специализируется на возведении сложных скатных кровлей коттеджных строений. Также мы обратились за комментарием к Юрию Куткину, известному специалисту в кровельной области. Во многом их мнения об организации быта на объекте сходятся. Впрочем, не будем забегать вперед.
Строительство кровельных систем – это довольно специфичная ниша. Многие, даже крупные, общестроительные организации приходят к выводу, что лучше, со всех точек зрения, для этого вида работ нанять субподрядчика в лице специализированной компании. По мнению Левицкого, оптимальный размер подобной специализированной строительной компании это 4–5 бригад. Причем расширять компанию не стоит. (На Западе кровельные компании тоже обычно небольшие.) Замечено, что с ростом объемов работ начинает падать их качество. Это происходит потому, что инженерно-административная структура компании может не поспевать за возросшими объемами. А обучить и воспитать достаточное количество инженеров и прорабов имеет смысл лишь при стабильной, просматривающейся на многие годы вперед ситуации на рынке. Специфика работ определяет относительно небольшие сроки строительства, которые практически никогда не превышают 4–5 месяцев, а чаще всего продолжаются всего месяц или полтора, и ярко выраженную сезонность работ – в зимние месяцы объемы строительства резко падают. Кроме того, сами объекты строительства разбросаны на значительном удалении друг от друга и находятся обычно «вдали от цивилизации» – в еще только осваиваемых поселках. Опыт подобного строительства показал – организовать наиболее эффективную работу компании удается лишь при проживании бригады непосредственно на объекте строительства. Поэтому именно этот метод принят для работы в качестве основного. От других методов, например экспедиционных, когда бригада утром загружается с инструментом и спецодеждой в машину, день работает и вечером уезжает, а на следующий день все повторяется, а также от небольших объемов работ, которые должны выполняться такими методами, компания старается уходить.
Как же организуется быт на объекте строительства?
Помещение
Проживание на объекте может быть организовано по-разному, но в любом случае для этого необходимо помещение. Конечно, сначала рассматриваются предложения и возможности заказчика, и бывают случаи, когда он предоставляет для проживания бригады вполне приемлемые условия. Естественно, тогда это предложение принимается.
Если помещения для жилья у заказчика нет или качество его очень низкое, то на объект завозится бытовка. Бывали случаи, когда приходилось отказываться от объекта, если там не удавалось организовать проживание бригады. Сейчас для проживания бригады из 4–5 человек используется обычная металлическая бытовка размером 3 х 6 м. От деревянных бытовок, которые использовались в недалеком прошлом, пришлось отказаться по причине их недолговечности – они плохо переносили частые переезды. Главный минус металлических бытовок против деревянных – сильное нагревание в жару. Тем не менее опыт показал, что днем в вагончик все равно никто не заходит, а к тому времени, когда бригада идет спать, помещение удается нормально проветрить.
Мебель
Столы, топчаны и табуретки – самодельные. Раскладушки используются только, если проживание организуется в помещении заказчика. В «комариное время», чтобы нормально отдохнуть, применяется москитная сетка и препараты типа «Раптор».
Электроснабжение
Бытовка, естественно, запитывается посредством временной линии от объекта с обычной для таких случаев автоматической защитой. Строительные объекты часто ограничены по энергопотреблению, поэтому бытовки сделаны так, что даже зимой с электроотоплением они потребляют не более 6 кВт. Освещение в бытовке проведено заранее, а розетки каждый себе ставит там, где удобно.
Водоснабжение
С водой бывают самые разные ситуа- ции: от нормального водопровода, до тех крайних случаев, когда воду приходится завозить в бочках из ближайших колонок или колодцев, даже для технических нужд, а уж закупка питьевой воды – дело обычное.
Оборудование
Обычно даже то помещение, которое предоставляет заказчик, оборудуется для жилья самостоятельно. Конечно, ограничение энергопотребления влияет на состав оборудования. По этой причине даже лампочки всегда применяются только энергосберегающие, а для приготовления пищи используют газовые плиты. Летом их устанавливают вне помещения, под навесом, который пристраивают к бытовке самым простейшим способом. В любом случае бытовка оснащается холодильником, телевизором, микроволновой печью, а по желанию бригады – и хлебопечкой. Обязателен фильтр для воды типа «Барьер» и чайник-термос. Жизнь показала что оптимальный объем такого чайника – литров шесть. Такого количества горячей воды вполне хватает даже на мытье посуды.
Постельное и спальное белье
Постельное и спальное (матрасы и подушки) белье используется строго индивидуально. И даже при хранении на складе оно никогда не обезличивается. Комплекты белья закупаются на сезон или даже «на объект». Стирка постельного белья (если у сотрудников нет возможности взять его для этого домой) организуется на объекте стиральными машинами типа «Малютка».
Душ
Плюс к обычным умывальникам рядом с бытовкой всегда сооружается душевая кабина. Для этого есть бачки с ТЭНом (мощностью 1,5, максимум 2 кВт) и душевые поддоны. Главное – сделать так, чтобы слив «не напрягал» заказчика.
Туалет
Если нет возможности пользоваться туалетом заказчика, то ставят биотуалет. От собственных туалетных кабин давно отказались – арендовать их оказалось проще. Потому что содержать самим биотуалет в чистоте гораздо сложнее, чем заплатить специализированной организации. К тому же она и требуемой жидкостью их заправит и туалетной бумагой снабдит.
Аптечка
Компания приобретает на каждую бытовку стандартную автомобильную аптечку. Плюс к ней каждый член бригады может закупить те препараты, которые он обычно использует. Эти траты компенсируются компанией. Естественно, под аптечку отводится отдельная коробка, так что санитарные нормы выдерживаются.
Спецодежда
Как правило, на лето хватает двух комплектов спецодежды. К обычному комплекту спецодежды добавлен жилет с большим количеством карманов. Он оказался для работы на крыше куда как удобнее, чем пояс. Спецобувь кровельщика – это удобная обувь с закрытой пяткой и мягкой резиновой подошвой, которая обладает максимально возможным коэффициентом трения на кровле, в том числе и на влажных глянцевых поверхностях. Если такая обувь покупается членом бригады самостоятельно, то перед допуском к работе качество ее поверхности обязательно контролируется руководством компании. По износу обуви нет регламента – на этом экономить нельзя. Перчатки считаются расходным материалом и используются по необходимости. Никаких норм и ограничений здесь нет. Зимняя спецодежда – это полный комплект из «Восток-сервиса» и утепленные ботинки типа «Омон», обязательно на резиновой подошве. В очень холодное время они заменяются валенками. Первый комплект спецодежды в сезон покупается за счет компании, а за второй компания оплачивает 50% стоимости.
Инструмент
В различных организациях к инструменту относятся не одинаково. Можно покупать дешевый инструмент и использовать его «на один объект». Но здесь считают, что это не выход – плохим инструментом хорошую работу не сделать. Поэтому универсальный инструмент используется только профессионального уровня, а специфицированный вообще собирается годами. На комплект ручного фальцевого инструмента для двух кровельщиков приходится затратить 100–120 тыс. руб. Плюс листогибы и фальцепрокатные станки… и это далеко не все, что бывает нужно для сооружения красивой и долговечной кровли.
Техника безопасности
В общем, в технике безопасности ничего особенно нового нет. Для защиты от теплового удара используют бейсболки, панамы или банданы. При резке металла обязательны средства защиты в виде масок или очков. Все работники без исключения проходят обучение методам промышленного альпинизма. Опыт показал, что самое надежное и удобное оснащение – это альпинистская «беседка» и репшнур с карабинами. Репшнур несет большую нагрузку, поэтому для него закупается лучшая сертифицированная веревка, и при малейших признаках износа она переводится в использование для хозяйственных нужд. Ограничений и норм здесь никаких нет.
Оплата труда
В компании принята сдельная оплата труда. Все работы, которые по какой-либо причине выходят за рамки заранее подготовленного трудового соглашения, фиксируются в специальном журнале, осмечиваются и впоследствии оплачиваются дополнительно. Заезжая на объект, бригада уже знает свой фонд зарплаты. Компания старается сделать так, чтобы, еще не приступая к работе, 50% этого фонда работники могли забрать в виде аванса. Это тоже немаловажный фактор создания нормального быта. Он диктуется сезонностью работ. Дело в том, что после зимы многим нужно сразу какие-то деньги отослать в семью. А когда «тыл прикрыт» и человек знает,что дома есть деньги, он начинает работать спокойно.
Бытовки контейнерного типа
Рассказывая о быте, никак нельзя обойти вниманием тему бытовок. Какие они бывают, на что стоит обратить внимание, как не ошибиться с выбором? Давайте разбираться. Итак, бытовками сейчас называют компактное мобильное строение, выполняющее функции временного жилища, офиса или служебного помещения на любой неблагоустроенной территории: стройке, удаленных промышленных объектах и даже на дачных или коттеджных участках в период их освоения.
Понятно, что какие-то временные сооружения (сараи, бараки и пр.) или вагончики самого разного типа и вида, поставленные на колеса или полозья (лыжи), строители использовали всегда. Без них не могло начаться возведение ни одного из сколь-нибудь удаленных объектов. Вагончики применяют и по сей день, однако им на смену там, где это возможно, пришло более удобное и зачастую более дешевое «многоразовое» решение – бытовка контейнерного типа или блок- контейнеры.
Это решение появилось после повсеместного распространения на морском и железнодорожном транспорте 20-футового грузового контейнера. Конструкция такого контейнера прекрасно приспособлена для перевозки чуть ли не любого груза, который туда может уместиться. Такой контейнер можно легко закрепить на грузовике, ж/д платформе, палубе парома… и складировать в несколько рядов по вертикали. Прочный каркас контейнера допускает многократные перевозки и сложные погрузочно-разгрузочные работы. Собственно, для этого он и был сделан.
Само собой получилось так, что размеры 20-футового контейнера (они соответствуют стандартам ISO: 6055 х 2435 х 2591 мм) как нельзя лучше отвечают сложившимся стереотипам на временное жилье – более 13 м2 полезной площади при приемлемой высоте потолка. Где, когда и кому первому пришла в голову идея приспособить пришедший в негодность контейнер под помещение для людей – история умалчивает. Однако идея сделать в прочном каркасе вполне подходящих размеров окна, дверь, утеплить стены и оснастить то, что получилось, хотя бы минимальным набором удобств была столь очевидна, что ее сначала сдерживала только стоимость самих контейнеров. Стандартизация размеров контейнеров дала толчок модульному строительству, при котором привезенные на грузовиках отдельные блоки-контейнеры стыкуют, как по горизонтали, так и по вертикали. Таким образом, создают вполне серьезные временные сооружения, где каждый контейнер или, при удалении внутренних стен, несколько контейнеров выполняют какую-то свою функцию, а их коммуникации (например, электроснабжение) объединены в единую систему. На модульные и одиночные временные сооружения распространяется ГОСТ 22853-86, а также требования СНиП по обеспечению безопасности и санитарных норм жилища. То есть используемые материалы, подходы к проектированию окон и дверей, как аварийных выходов (это по крайней мере), должны быть те же, что и для стационарных построек. Особенности организации работ по возведению кровли субподрядными организациями таковы, что, во-первых, стройплощадки не могут похвастаться избытком площадей, а во-вторых, сами бригады редко состоят более чем из четырех-пяти человек. Поэтому кровельщики чаще всего используют одиночные бытовки с размерами, близкими к 20-футовому контейнеру. Отсутствие необходимости стыковать блоки в единую модульную систему позволило существенно упростить их конструкцию. Собственно от грузовых контейнеров в них остались лишь две идеи: прочный стальной каркас, допускающий многократные перевозки, и размеры, близкие к традиционным. Несмотря на то, что современный производитель может сделать бытовки любых размеров, многие считают, что привязка к размерам 20-футового контейнера имеет под собой смысл. Хотя бы потому, что согласно п. 23.5 ПДД его можно перевозить по дорогам страны без дополнительного разрешения ГИБДД на транспортировку негабаритного груза. 20-футовый контейнер – это объект, наверно, с максимальным по ширине габаритом, который удостоился такой привилегии. С этим преимуществом нельзя не считаться. Упрощенный каркас позволил снизить цену и производить бытовки большому количеству предприятий, расположенных по всей территории нашей страны. Это, с одной стороны, дало возможность максимально приблизить производство к потребителю, а с д ругой, породило огромное количество конструктивных особенностей бытовок. Эти особенности стоит рассмотреть подробнее, потому что именно они определяют качество, долговечность и даже пригодность сооружения для выполнения той или иной функции. Кроме того, эти особенности определят, как велики будут дополнительные силы и средства для дооснащения бытовок. Иными словами, сумма этих особенностей и определит качество бытовки.
Итак, по порядку.
Каркас
Как грузовые контейнеры, так и упрощенные бытовки имеют несколько конструктивных вариантов каркасов. Прежде всего отличаются они исходным металлопрокатом, из которого этот каркас будет сделан. Каркас из стандартных швеллеров и уголков прочен, относительно прост и дешев в изготовлении кустарными методами, но тяжел. Каркас из специальных стальных тонкостенных труб прямоугольного сечения, при той же прочности, будет значительно легче. Однако такая конструкция требует более серьезной технологии изготовления, и в результате окажется дороже. Понятно, что последний вариант чаще всего используется для грузовых контейнеров и модульных блоков, а первый – для одиночных бытовок, вес которых не слишком лимитирован современными транспортными средствами. (Вес пустого блок-контейнера обычно колеблется от 1700 до 2000 кг.)
Наружная облицовка стен и пола
В подавляющем большинстве случаев выполнена из металла – считается, что прочность деревянных стен не достаточна для частых переездов. Для этой цели используют оцинкованные листы волнистого кровельного железа, оцинкованный профилированный лист или (реже) профилированный лист с полимерным покрытием. По мнению экспертов, любой из этих вариантов вполне отвечает поставленной задаче.
Крыша
Задача сооружения крыши решается сложнее. Грузовые контейнеры и модульные блоки должны легко ставиться друг на друга. Крышу у них чаще всего делают из того же материала, что и стены, однако обеспечить в этом случае ее полную герметичность и надежный водослив оказывается довольно трудно. Поэтому у одиночных бытовок делают либо плоскую, либо одно-или двухскатную металлическую с небольшим уклоном крышу самой простой конструкции. Так дешевле и надежнее.
Утеплитель
Здесь все еще сложнее и разнообразнее. Во-первых, на практике применяют как минимум три вида утеплителя: пенополистирол, минеральную вату (типа USRA) и базальтовые плиты или маты. Использование первого из этих материалов из-за его горючести считается архаизмом, и либо его применяют в качестве опции по желанию заказчика, либо при очень большой толщине стен. (Например, недорогие бытовки, используемые в Сибири, до сих пор могут утеплять слоем пенополистирола в 200 мм.)
Минеральная вата – это один из самых дешевых вариантов утепления, однако он тоже не лишен ряда недостатков. Вибрации, без которых не обходится ни один переезд, очень сильно сокращают жизнь утеплителя, он просто-напросто сползает вниз при каждой поездке, открывая в помещение дорогу холоду. Многие производители говорят, что они устранили эту проблему, разбив деревянными брусьями пространство утеплителя на несколько отсеков. На самом деле при такой конструкции вместо одной большой дыры со временем могут появиться несколько поменьше. Эту проблему каждый руководитель строительства решает по-своему. Кто-то при покупке выбирает более дорогую бытовку с качественным утеплителем, кто-то время от времени отрывает своих рабочих от главного дела, чтобы вскрыть внутреннюю облицовку и добавить утеплитель в нужные места, а большинство предпочитают не замечать этой проблемы. Существуют бытовки более стойкие к вибрациям. Например, компания «СтройИнжСистем» предлагает строительные блок-контейнеры, утепление которых выполнено материалом на основе базальтового волокна. Стены обычно утеплены плитами, а пол и потолок матами. У такого решения множество преимуществ: полная безвредность для человека, малая толщина стен и небольшой вес. Химическая, температурная и механическая устойчивость базальтового утеплителя является непревзойденной. Он не содержит химически агрессивных веществ, не горит, не боится ни высоких, ни низких температур, сохраняет первоначальную форму и теплоизолирующие свойства при различных воздействиях и не теряет свои качества в течение очень длительного времени. Видимо, это лучшее на сегодня решение задачи утепления многих помещений, в том числе и блок-контейнеров, которое оправдывает более высокую стоимость утеплителя.
Существуют конструкции, где стены выполнены из сэндвич-панелей. (Обычно только стены, а пол и потолок утеплены минеральной ватой.) Такой материал примечателен тем, что наружный металлический, внутренний пластиковый слои и утеплитель (обычно это жесткий вспененный полиуретан, неким аналогом которого может служить монтажная пена) представляют собой единую целую конструкцию. Материал технологичен, при достаточно большой толщине (100 мм) обладает хорошими теплозащитными свойствами и несколько более стоек к вибрациям, чем утеплитель из минеральной ваты. Однако качество утепления бытовок зависит не только от типа утеплителя, но и от его толщины. Очень часто утеплитель (кроме базальтового) толщиной 50 мм может входить в так называемую базовую комплектацию, а за утеплитель толщиной 100 мм обычно придется доплачивать. Все, кто использует бытовки, утверждают, что толщина и качество утеплителя – это одна из важнейших характеристик, определяющая возможность эксплуатации бытовки как в зимнее, так и в самое жаркое время года. Она же определяет будущие расходы на отопление помещения, т.е. издержки строительной компании.
Пароизоляция
Обычно повсеместно используют самый дешевый вариант – толстую полиэтиленовую пленку, хотя встречаются модели, где для этой цели применен пергамин.
Внутренняя облицовка потолка и стен
Перечислим варианты в порядке возрастания стоимости: оргалит, фанера (трех- или пятислойная), листы ДВП, панели МДФ, деревянная (а иногда и пластиковая) вагонка. Для облицовки потолка и стен могут использоваться разные материалы.
Пол
Обычно двойной – черный плюс чистый по лагам с промежуточной теплоизоляцией. Требования к теплоизоляции пола те же, что и к теплоизоляции потолка и стен. Вариантов конструкции чистого пола, как всегда, несколько: обрезная доска по лагам плюс линолеум, плита ДСП (22 мм) по лагам плюс линолеум или шпунтованная половая доска.
Окна
Делают одно или два окна (второе чаще по заказу) в откидной/поворотной раме из ПВХ (либо в деревяннойраме) с установленным в ней стеклопакетом. В жилых бытовках чаще всего обходятся одним окном. Больше окон приходится делать, если бытовка предназначена для офисного помещения.
Дверь
Стандартная, деревянно-каркасного типа, заводского изготовления, снаружи часто облицованная стальным оцинкованным листом. Для бытовок, эксплуатируемых в холодное время года, очень удобен тамбур. Однако его устройство «съедает» полезную площадь и увеличивает стоимость изделия на цену переборки и второй двери.
Установка
Для установки блок-контейнера нужно всего лишь шесть временных точек опоры. Организовать их на стройплощадке проблем не составляет.
Доставка
Проще всего привезти, разгрузить, а потом и увезти бытовку с помощью грузовика с краном-манипулятором, способного взять на борт 20-футовый контейнер. Сейчас такая техника широко распространена.
Цена
В связи с большим разнообразием конструктивных вариантов, отделочных материалов и даже мест изготовления разброс рыночных цен очень велик. Обычно для базового оснащения стоимость колеблется от 40 до 80 тыс. руб.
Быт, спецодежда, инструмент… это, конечно, издержки. При наличии достаточного объема работ в компании легко идут на то, чтобы максимально улучшить бытовые условия… с вполне в общем-то меркантильными целями – компания и ее руководители «хотят жить спокойно», прекрасно понимая, что, с одной стороны, быт – это отдых, а нормальная работа может быть только после хорошего отдыха бригады. А с другой, всем понятно, что одним махом сплоченный, работоспособный коллектив, на который можно возложить ответственные задачи, не создать. Бытовые условия в череде многого другого определяют отношение компании к своим сотрудникам. А хорошие взаимоотношения между ними обязательно дают свои плоды. Нормальный быт стал одной из причин минимальной текучести кадров. А раз так, то компании становится выгодно вкладывать в обучение и… даже организовывать поездки бригад за рубеж, чтобы показать, как и каким инструментом работают на Западе и как его используют. Конечно, всегда есть риск, что кто-то уйдет. Без этого тоже никак.
Однако, как сказал Левицкий: «Тут есть еще один нюанс, который связан с кадрами, – если хочешь жить спокойно, подбирай людей, у которых есть «искорка» в глазах». Если у человека живые глаза, он начинает думать, осознает, что он личность, у него появляется профессиональная гордость, он понимает, что здесь не временщик, что и дальше будет работать и компания от него не откажется. Человек, думающий на работе, иной раз ошибается, но знает, что за ошибку наказывать никто не будет. Поэтому рабочие не бояться принимать решение и исполнять его. А если возникают сомнения, то всегда имеют возможность позвонить и проконсультироваться. Каждый знает, что здесь не наказывают за инициативу. Просто, если инициатива окажется неправильной, то работу придется переделать. Переделка – это потеря времени, значит, потеря в зарплате. Более того, здесь люди включены в обсуждение технических и инженерных задач и даже участвуют в поиске наиболее приемлемого и правильного решения.
Руководитель другой компании, Юрий Куткин, чуть ли не слово в слово повторил все то, что сказал Левицкий о быте: бытовка… газовые и электроплиты… спецодежда… Отличия в нюансах, причины которых – скорее, традиции, чем принципы. Конечно, не «Астория», но жить можно и нормально отдохнуть перед завтрашней работой тоже удается.
Куткин пояснил и еще один довольно важный вопрос – взаимоотношения бригады с заказчиком. Задача рабочих бригады на объекте состоит в том, чтобы качественно выполнять техническое задание, полученное от руководителя компании. В принципе, контактировать с заказчиком членам бригады незачем – это дело руководителя компании, а раз нет контактов, то нет и конфликтов. Однако, если заказчик тоже живет на объекте, контактов с членами бригады избежать не удается. В этих случаях общение идет, что называется, в рамках дозволенного. Все инженерные вопросы и темы, связанные с технологией строительства, применяемыми материалами, качеством и пр., обсуждаются только с руководителем компании, он же и гасит все конфликтные ситуации.
Такой опыт организации взаимоотношений с коллективом тем более интересен на фоне того менталитета, который сложился в отечественном строительстве, особенно в ряде крупных общестроительных организаций, когда рабочих, по большому счету, «за людей» не считают. Здесь же быт рабочих – это прочный тыл компании.
Совершенно по-другому организуется быт, если для возведения кровли приглашаются специалисты или консультанты из Европы. Условия договора их работы подразумевают обязательное проживание в гостинице и транспорт от гостиницы до объекта и обратно. По какой причине у нас могут появляться рабочие из Европы? Если кратко, то с их приходом у нас открывается возможность осуществить строительство на совершенно ином уровне культуры производства, на совершенно ином уровне качества, на который в нашей стране есть спрос. Но это уже тема совсем другой статьи.