По материалам программы Сегодня — Санкт-Петербург
Говорят, все дело в качестве черепицы. Когда задумывали реставрацию в конце 80-х, то немного растерялись. Кому отдавать заказ? Остановились на Никольском керамическом заводе.
Сегодня специалисты признаются: изготовление глазурованной черепицы в то время считалось почти подвигом. Никаких отработанных технологий. А ведь требовалось сделать сразу несколько видов, четырех цветов и разных размеров.
Например, вверху на абсидах черепица была выпуклой, а внизу, где лоточки для воды, — вогнутой. Чтобы справиться с работой, конструкторам пришлось из 74 форм оставить только 15. Но потеряли не только в этом.
Валентина Зеленченко, заместитель директора по собору «Спас на крови»: «По качеству она не соответствовала первоначальной. Потому что раньше добывали глину, долго ее вымачивали, и известь гасилась естественным путем. Сейчас же сразу как глина добывается, она идет в производство. И гашение ее происходит путем химических добавок. К сожалению, известь не гасится в черепке целиком».
В итоге это и обернулось большими проблемами для собора. Известь в черепке гасится уже в процессе эксплуатации, например, когда внутрь попадает влага. В результате отлетает глазурованная поверхность. А ведь она по сути и создает тот неповторимый вид, которым славится Спас на крови во всем мире.
Вячеслав Соболев, генеральный директор реставрационной компании: «На оригинальной черепице есть барьер. То есть таким образом она перекрывается и никакой косой дождь не страшен. На ней может быть не очень идеальная поверхность, но нет ни малейших трещин. Причем это характерно для всей черепицы».
Сейчас на храме поменяли только 3,5 тысячи черепиц. В одном месте пришлось использовать не все цвета. Из подвала пришлось даже достать часть исторической. Из 400 удалось использовать только 20. Выбирали из того, что осталось целым. Для замены черепицы сначала хотели пригласить промышленных альпинистов, чтобы какие-то детали можно было подкрасить на месте.
Вячеслав Соболев, генеральный директор реставрационной компании: «Предполагалась возможность снятия отдельных черепиц. Но это нереально: каждый ряд защемляет нижележащий. И рядом расположенные черепицы тоже идут внахлест. Поэтому для того, чтобы снять хотя бы одну черепицу, приходилось ослаблять 12–15 черепиц в округе, чтобы ее снять».
В итоге от этого пришлось отказаться и снимать все. Каждую поврежденную черепицу укрепляли и подкрашивали кремнеорганическими красками. Таким образом пытаясь продлить срок ее службы. О том, чтобы заказать новые, речи даже не идет. Слишком дорого.
Николай Буров, директор Государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор»: «Финансирование мы должны обеспечивать сами. Уникальность нашего учреждения в том, что из бюджета мы почти ничего не получаем. В том числе и на реставрацию мы зарабатываем сами. Конечно, кризис ощущается по количеству приходящих к нам людей. А любой приходящий гость — это вклад в реставрацию».
Тем не менее руководство музея отказываться от планов по реставрации не собирается. Часть черепицы обновят, часть укрепят. В таком виде по оценкам специалистов она может продержаться не 100, а всего лишь 20 лет. Потом ее придется снова менять. А если ситуация с финансированием не изменится, то опять выбирать из уцелевшего. 35 комментариев к этой новости