26 мая 2010 г. в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу состоялось торжественное открытие значимого для архитектурного сообщества события – московской биеннале «АРХ-Москва».
Темой московской биеннале архитектуры 2010 г. стала модернизация городов. Куратор выставки архитектор и издатель журналов «Проект Россия» и «Проект International» Барт Голдхорн так выразил идею экспозиции в своем кураторском манифесте: «Задача архитекторов и урбанистов на грядущие годы состоит не в том, чтобы строить новые города, а в том, чтобы привести в порядок города существующие. Финансирование модернизации городов можно осуществить за счет повышения их эффективности – снижения энергопотребления, увеличения плотности застройки и реструктуризации свободного пространства». Можно с уверенностью сказать, что настолько реалистичной, приближенной к насущным проблемам российских городов, «АРХ-Москва» еще никогда не была. И это замечательно.
Вся экспозиция биеннале была построена на основе проектов, решающих одну и ту же проблему качественного улучшения среды обитания горожан. Организаторы выставки наглядно продемонстрировали: перестройка – это не обязательно нечто глобальное и дорогостоящее. Не случайно «АРХ-Москва 2010» начинается с экспозиции «Красота изнутри: модернизация типового жилья». Это своеобразный дайджест дизайн-проектов по перепланировке квартир в домах типовых массовых серий, реализованных за последние 14 лет.
Впервые большая часть экспозиции была отведена не именитому архитектору, но городу, переживающему самые масштабные в своей истории архитектурно-градостроительные перемены – Перми. В ЦДХ представлены проект мастер-плана городского центра, а также итоги двух крупнейших международных архитектурных конкурсов за последние несколько лет – на проект реконструкции «Речного вокзала» (победитель – бюро «Проект Меганом», Россия) и на проект реконструкции Театра оперы и балета (победитель – бюро David Chipperfield Architects, Великобритания).
Помимо Перми в экспозиции была представлена целая плеяда проектов реконструкции больших и маленьких городов и даже деревень России, таких, например, как Мурманск, Самара, Дубна, Крапивна, Тольятти. Все они призваны доказать, что модернизация городов для современной России является, скорее, нормой, чем исключением из правил.
Ключевое место в программе биеннале занял цикл конференций под общим названием «Модернизация модернизма», посвященный реконструкции жилых и общественных зданий 1960–1970 гг. Своим опытом в этой сфере с российскими коллегами поделились специалисты из Румынии, Нидерландов, Австрии и, конечно, Германии, которая за последние 15 лет виртуозно научилась превращать памятники эпохи социалистического индустриального строительства в объекты, пригодные для комфортного проживания.