Кризисные явления 2009 г. затронули, в той или иной степени, все сектора строительного рынка. О том, как себя «чувствует» в нынешних экономических условиях один из крупнейших производителей кровельных и теплоизоляционных материалов холдинг «ПЕНОПЛЭКС», журналу «Кровли» рассказывает его коммерческий директор Кирилл Робертович Иванов.
— Какими производственными мощностями по выпуску теплоизоляционных плит из XPS и ПВХ-мембран в настоящее время располагает компания «ПЕНОПЛЭКС»?
— В настоящее время компания «ПЕНОПЛЭКС» имеет пять заводов, которые расположены в Северо-Западном (город Кириши Ленинградской области), Уральском (Пермь), Южном (Таганрог), Сибирском (Новосибирск) федеральных округах РФ и в Республике Казахстан (Капчагай).
В процессе производства используется современное оборудование западных производителей. Все производственные площадки оснащены современными лабораториями, где тестируется каждая партия материалов.
Наши мощности суммарно составляют более 2 млн куб. м экструдированного пенополистирола и 20 млн кв. м гидроизоляционных ПВХ-мембран.
— Почему при организации нового производства компанией «ПЕНОПЛЭКС» предпочтение было отдано именно ПВХ-мембранам, а не ТПО или ЭПДМ?
— Мембраны на основе ПВХ занимают лидирующие позиции на европейском рынке в классе полимерных мембран. Это наиболее экономичное решение для кровель: мембраны ЭПДМ и ТПО стоят дороже. Конечно, наш выбор был сделан на основе тщательного анализа как самих материалов, так и кровельного рынка в целом.
Очевидно, что каждый из материалов имеет свои достоинства и недостатки. Рулоны ЭПДМ-мембран самые большие по площади, что существенно ускоряет гидроизоляционные работы, это отличное решение для изоляции очень больших площадей, например искусственных озер. Но, вместе с тем, соединение швов ЭПДМ-мембран производится либо с помощью специального клея, либо с помощью клейкой ленты, эти мембраны обладают невысокой механической стойкостью, например на прокол.
ТПО-мембраны являются, наверное, самым экологичным материалом в классе полимерных мембран, они обладают отличной химической стойкостью и очень длительным сроком службы вследствие отсутствия пластификаторов. Но, вместе с тем, это очень дорогой и самый горючий материал.
ПВХ-мембраны – наиболее экономичный материал повышенной надежности, с длительным сроком службы, имеющий наименьший класс пожарной опасности среди всех видов полимерных мембран, который быстро и легко монтируется. К недостаткам ПВХ-мембран можно отнести невысокую химическую стойкость,
как у ТПО-мембран.
– Как Вы оцениваете долю рынка своей продукции в сегментах тепло- игидроизоляционных материалов?
— По нашим оценкам – 63 и 41 % соответственно.
– В 2008 году компания «ПЕНОПЛЭКС» вывела на рынок крепеж под маркой Fasfix. Как развивается это направление?
— Производство крепежа FASTFIX в настоящее время ориентировано только на комплектацию нашей системы PROOF. Основная проблема была в том, что в момент вывода на рынок нашей полимерной мембраны «Пластфоил®» представленный на рынке крепеж в большинстве случаев не удовлетворял нас по качеству.
– Как ведется конкурентная борьба сдешевым крепежом китайского производства?
— Мы поставляем всю кровельную систему в комплексе, что очень удобно для заказчика, и поэтому не чувствуем давления китайского крепежа.
– В 2009 году планировалось увеличить объемы производства. Реализованы ли эти планы?
— В июне 2009 года мы в соответствии с нашими планами запустили производство теплоизоляционных плит «ПЕНОПЛЭКС» в Республике Казахстан на своем заводе. Мощность первой очереди производства составляет порядка 150 тыс. куб. м в год. Итого суммарные мощности по производству материала «ПЕНОПЛЭКС» составляют сегодня 2,15 млн куб. м теплоизоляции в год. Также на заводе в Республике Казахстан работает цех по производству декоративных потолочных плинтусов «Плинтэкс».
– В конце 2008 года появилась информация, что «ПЕНОПЛЭКС» планирует строительство нового завода в Иркутске. Остались ли в силе эти планы? Если да, токогда планируется завершение строительства?
— К сожалению, из-за наступления мирового финансового кризиса нам пришлось временно заморозить проект строительства нашего завода в Иркутской области, но по мере улучшения экономической ситуации в стране в целом и в Западной Сибири и на Дальнем Востоке в частности мы, конечно же, вернемся к реализации этого проекта.
– Предполагается ли вывод на рынок новых марок продукции?
– До конца года – нет. Дальше, как говорится, видно будет.
– В 2008 году было объявлено о планирующемся ребрендинге «ПЕНОПЛЭКС» и введении нового названия – Penoplex Group. Однако до сих пор в прессе преимущественно используется старое название.
– Ребрендинг такого развитого холдинга, как «ПЕНОПЛЭКС», – задача сложная, и решать ее необходимо последовательно. Что мы и делаем: часть компаний уже перешла на новые наименования, например, «ПиДжи Проф» – это компания, занимающаяся реализацией полистирола общего назначения нашего собственного производства. Новое название для всего холдинга будет активно выводиться на рынок в 2010 году.
На этапе выхода на рынок с новой товарной категорией (одноименным утеплителем) совпадение корпоративного и товарного бренда «ПЕНОПЛЭКС» было оправдано. Однако за последние годы наша компания выросла в холдинг, существенно расширена наша сфера деятельности. Мы открыли новые заводы, наладили новые производственные линии, запустили новые продуктовые линейки… Перестав, таким образом, быть монобрендовой компанией, пришлось задуматься о том, что старое название стало холдингу «мало», так как указывало на узкую специализацию.
– В какие профессиональные организации входит компания «ПЕНОПЛЭКС»? Что это дает компании?
– Наша компания является членом таких организаций, как Российская ассоциация производителей экструдированного пенополистирола (РАПЭКС) и Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС). Членство в этих ассоциациях позволяет нам в тесном сотрудничестве с нашими коллегами развивать рынок экструдированного пенополистирола в нашей стране: находить новые области применения для продукта, создавать и в установленном порядке сертифицировать конструктивные решения и получать разрешительную документацию. Ну а главной стратегической задачей является, конечно, развитие рынка экструдированного пенополистирола, т.е. увеличение его объема. Решать все эти задачи различным производителям экструзии по отдельности – очень долго и дорого, т.е. неэффективно. А вот как раз для повышения эффективности подобной деятельности профессиональные ассоциации и создаются, и мы принимаем в них самое активное и деятельное участие.
– Какую долю, по-Вашему мнению, занимают ПВХ-мембраны нарынке кровельных материалов для плоских кровель?
– Если мы говорим о российском рынке, то общая доля полимерных материалов на рынке гидроизоляции для плоских кровель составляет 2-3 %. В нашей стране в этом сегменте совершенно очевидно доминируют битумные материалы, занимающие долю более 90 %.
Столь незначительная доля полимерных материалов среди гидроизоляционных покрытий для плоских кровель – следствие, прежде всего, незначительной истории активного присутствия этих материалов на российском рынке. Сами мембраны представлены на рынке примерно с 2000 года, но это было скорее инерционное потребление, т.е. полимерные мембраны в то время использовались в России для строительства объектов, принадлежащих иностранным компаниям, которые с таким типом гидроизоляционных материалов были хорошо знакомы. Активное же внедрение ПВХ-мембран в России началось примерно с 2005 года, когда зарубежные игроки оценили гигантский потенциал отечественного рынка, ну а в 2007 году появилось и первое отечественное производство ПВХ мембран под маркой «Пластфоил®».
В странах Европейского Союза полимерные гидроизоляционные материалы для плоских кровель занимают около 40 % всего рынка покрытий для плоских кровель, при этом в данном сегменте лидируют именно материалы на основе ПВХ (60 %).
В США ситуация несколько иная. Полимерные материалы занимают более 70 % рынка плоских кровель. При этом лидером в?сегменте полимерных гидроизоляционных материалов являются покрытия на основе ЭПДМ (45 %).
– Ваша оценка сегмента ПВХ-мембран и перспектив его развития?
– На сегодняшний день размер сегмента ПВХ-кровель в России – около 3 % от рынка материалов для плоских кровель. Но это направление является самым быстрорастущим на рынке – около 20 % в год и обладает значительным потенциалом. Конечно, в связи с кризом наблюдается сокращение строительного рынка в целом, но мы не ощутили снижение спроса на полимерные мембраны.
– Почему, на Ваш взгляд, так медленно происходит переход отприменения рулонных наплавляемых битумных материалов киспользованию кровельных полимерных мембран?
– Основных причин несколько: небольшая история присутствия полимерных мембран на рынке, инертность строительного рынка и отсутствие у большинства кровельных подрядчиков навыков и опыта в работе с полимерными мембранами.
— Какова Ваша оценка рынка экструдированного пенополистирола? Какую долю занимают XPS-плиты на рынке теплоизоляционных материалов?
– По итогам 2008 года весь рынок теплоизоляционных материалов в России оценивался экспертами на уровне 31 млн куб. м. При этом экструдированный пенополистирол занимает на этом рынке долю в 6 % (около 2 млн куб. м). В связи с кризом рынок теплоизоляционных материалов сократился примерно процентов на 30 %, мы ожидаем возврата потребления теплоизоляционных материалов к докризисному уровню к 2012 году.
– Есть ли возможности увеличить долю потребления XPS? Если да, то за счет чего?
– За счет активного замещения в конструктивных решениях менее технологичных и эффективных минеральной ваты и пенопласта.
За счет внедрения в те области, где культура использования экструдированного пенополистирола отсутствовала как явление: фасады, скатные кровли и т.д.
– Как складываются взаимоотношения игроков рынка XPS?
– По-разному. Цивилизованные игроки относятся с уважение к конкурентам. Объединяются в профессиональные союзы (например, в РАПЭКС), чтобы достойно развивать этот рынок: сертифицировать конструктивные решения на базе экструдированного пенополистирола, доказывать и подтверждать абсолютную безопасность этого материала, ну а кто-то в поисках последней опоры для выживания продолжает политику правового нигилизма и паразитирования на раскрученных брендах, несмотря на неоднократные санкции со стороны Федеральной антимонопольной службы.
– Как Вы считаете, грозит ли рынку теплоизоляционных материалов дальнейший кризис перепроизводства в связи с падением спроса? Что Вы планируете предпринять в связи с этим?
– Компания «ПЕНОПЛЭКС» будет продолжать работать в соответствии со своими стратегическими установками. Мы полностью согласны с тем, что спрос падает – это последствия мирового финансового кризиса и сокращения объемов строительства, но вот кризиса перепроизводства мы не наблюдаем. Неконкурентоспособные предприятия уже давно не производят продукцию, на рынке осталось несколько крупных игроков, которые вполне способны удовлетворить существующий на сегодняшний день спрос.
– Есть ли риск удорожания гидро- и теплоизоляционных материалов в результате повышения цен на сырье? Можно ли, впринципе, прогнозировать повышение цен на эти продукты, или, наоборот, — начало демпингового снижения их стоимости со стороны участников рынка?
– В результате повышения цен на сырье стоимость конечной продукции неизменно возрастает. Другой вопрос, стоит ли ожидать повышения цен на сырье. В нынешних условиях мы наблюдаем лишь незначительные сезонные колебания в ценах на основные сырьевые компоненты, от которых защищены, во-первых, вертикальной интеграцией – основное сырье мы производим сами, внутри холдинга «ПЕНОПЛЭКС», а, во-вторых, долгосрочными контрактами с поставщиками.
Демпинг со стороны некоторых производителей есть, но мы дорожим своим именем и всегда будем выпускать только качественную продукцию, не идя на поводу тех, кто сознательно ухудшает качество в угоду цене.
– Компания «ПЕНОПЛЭКС» поставляет свою продукцию и в ближайшее зарубежье. Насколько пострадали эти рынки в связи с кризисом?
– Абсолютно хорошо и благополучно сейчас не ощущает себя ни одна страна мира. И страны-республики бывшего СССР – не исключение. В плане объемов строительства и, соответственно, потребления строительных материалов более всего, на наш взгляд, пострадали страны Прибалтики. Затем идут Казахстан, Украина и Беларусь.
– Какая у компании «ПЕНОПЛЭКС» стратегия работы в сложных условиях современного рынка?
– Фундаментом нашей стратегии во все времена были наши клиенты и качество продукции. Предоставление качественной продукции по справедливым ценам – наш приоритет на ближайшее время.
Что же касается сложности современного рынка, то мы стараемся использовать ее себе во благо, например, нарастить свою рыночную долю за счет компаний, покидающих рынок в связи с закрытием производств в силу бедственного финансового положения.
«Кровли», № 4 (23) 2009