Участники форума «Полимеры России 2010» согласились с тем, что обстановка в полимерном бизнес-сообществе крайне нездоровая и готовы совместными усилиями улучшать ее. Однако без помощи государства здесь вряд ли можно обойтись.
В четверг 7 октября в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялся III Международный Форум «Полимеры России 2010», организованный консалтинговой компанией Creon. Мероприятие собрало десятки компаний, занятых производством, дистрибуцией и переработкой полимерной продукции. Именно переработка полимеров является главным двигателем всего российского полимерного рынка. Переработчики осваивают производство новых изделий из пластмасс, создавая тем самым спрос на новые марки полимеров, выпуск которых в свою очередь пытаются освоить поставщики. От благополучия переработчиков полимеров зависит динамика внутреннего спроса на полимерное сырье, а внутренний рынок на протяжении уже ряда лет является основным для всех российских компаний-производителей.
С краткой историей развития российской полимерной индустрии и текущей статистикой участников Форума познакомила вице-президент Creon Тамара Хазова. За прошедшие десять лет объем потребления полимеров в России вырос в 2,5 раза, и страна из нетто-экспортера стала нетто-импортером не только полимерной продукции, но и полимерного гранулята. На внутреннем рынке наблюдается хронический количественный и качественный дефицит полимеров. В 2000 году объем выпуска полимеров составлял 1,7 млн т, а спрос — 2,2 млн т. В пиковом 2008 году объем производства вырос до 4,3 млн т, но спрос увеличился за эти годы еще больше, до 5,3 млн т. У страны сохраняются конкурентные сырьевые преимущества, реализация которых может сделать Россию крупным игроком глобального полимерного рынка. Однако сейчас развитие российской индустрии полимеров почти исключительно определяется потребностями внутреннего рынка. В течение ближайших пяти-шести лет такая ситуация точно сохранится.
Глава Creon Фарес Кильзие поставил перед аудиторией вопрос – выгодно ли в принципе перерабатывать полимеры в России при тех ценах на полимерное сырье, которые имеют место? Ряд участников Форума согласились с мыслью, что торговля готовой полимерной продукцией сейчас куда более выгодный и предсказуемый бизнес, нежели ее производство.
Другой, не менее больной для переработчиков вопрос — это качество российского полимерного сырья.
В то же время инвестиционные планы российских нефтехимических компаний предполагают наращивание производства, что не может не отразиться на отечественном полимерном рынке. На Форуме информацию об этом раскрыли представители «ЛУКойла» и НКНХ. При этом компании ориентируются не только на собственные, но и на сторонние проекты. «ЛУКойл» планирует до конца года запустить в украинском Калуше собственное производство ПВХ, часть которого (30 тыс. т) компания будет перерабатывать самостоятельно.
Причины финансовой нестабильности участники Форум определили достаточно быстро. Долгосрочные контракты с формулами цены, которые переработчики подписывают с поставщиками полимерного сырья, систематически нарушаются как теми, так и другими при изменении конъюнктуры рынков. Немногие российские производители полимеров могут полностью контролировать издержки, большинство зависимы от цен на углеводородное сырье, которые часто меняются. Поэтому формулы цен на полимеры могут пересматриваться достаточно часто. Тем не менее, формульное ценообразование, которое, в частности, широко используется «Сибуром», вызвало положительные отзывы у многих участников Форума. Компании, которые пока не имеют возможности работать с поставщиками полимеров на таких условиях, очень хотели бы к ним перейти.
Биржевых цен на полимеры, в отличие от ряда зарубежных стран, в России нет, и они не являются ориентиром для контрактных. Впрочем, и стремление к твердым и прозрачным договоренностям, сглаживанию «ценовой синусоиды», отнюдь не является общим желанием всех участников рынка. При падении цен на рынке ниже контрактных, они массово нарушают контракты в поисках более дешевого сырья. При повышении цен выше контрактного уровня то же самое, в погоне за сиюминутной прибылью делают производители. Производственные и финансовые выгоды такой стратегии крайне сомнительны, не говоря уже о корпоративной репутации компаний, однако как избавиться от подобной азартной зависимости, участники рынка не знают.
По словам главы Creon Фареса Кильзие, именно крайне низкий уровень порядочности и взаимного доверия внутри полимерного бизнес-сообщества является главной проблемой российского полимерного рынка, которая лишает его перспектив развития. Вместо выработки общих правил игры участники рынка требуют друг от друга преференций, желая стать привилегированными, «блатными» игроками. По общему мнению участников Форума, уйти от этой схемы жизненно необходимо, однако без помощи и регулирования ситуации государственными органами здесь вряд ли можно обойтись. О том, как именно это будет происходить, станет ясно на будущих мероприятиях компании Creon, посвященных полимерному бизнесу в России.