Архитектура как часть ландшафта. Эксперименты с рукотворной природой

В настоящее время многие архитекторы в своем творчестве обращаются к природным формам как к источнику вдохновения. В этом нашло отражение общее стремление все большего количества людей вернуть утраченную гармонию с природным окружением, сохранить и приумножить порядком истощенные природные системы и ландшафты. Несмотря на то, что экологическая архитектура сложнее и дороже традиционной, она находит не только своих энтузиастов, но и серьезных инвесторов, в том числе и на уровне государственных структур ряда стран.

Торговый центр Фочи, Римини, Италия

Одним из пионеров экологической архитектуры в ее современном проявлении является Эмилио Амбаш (Emilio Ambasz). Он родился в 1943 г. в Аргентине, учился в Принстонском университете в США. Там же получил степень магистра. После окончания университета  Эмилио Амбаш работал куратором архитектурных выставок в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1970-1976 гг.), где организовал несколько экспозиций, оказавших значительное влияние на развитие современной архитектуры. Дважды (1981, 1985 г.) избирался президентом Архитектурной лиги США.

Комплекс консерватории, Сан-Антонию, Техас, США

 

Частный дом, Норфист, США
Железнодорожный вокзал, Канзас, Миссури, США

Однако свое признание во всем мире он заслужил не организаторской деятельностью, а благодаря своим архитектурным и дизайнерским проектам, за которые был удостоен многочисленных наград, в том числе трижды Премии авторитетного журнала «Прогрессивная архитектура» (1976, 1980 и 1985 г.), Международной премии дизайна (1987 г.), Премии национальной американской ассоциации стекольной промышленности за достижения в коммерческом дизайне (1988 г.), Премии Quaternario за высокотехнологичную  архитектуру (1990 г.) и др.

 

Вулбриджский торговый и деловой центр, Балтимор, Мэриленд, США

И во всех своих архитектурных проектах Эмилио Амбаш последовательно развивает принципы экологической архитектуры, которую он видит своеобразным, во многом философско-поэтичным, образом. Вот некоторые выдержки из эссе Э. Амбаша, озаглавленного «Мое кредо» (1991 г.): «Я всегда верил в то, что архитектура – это не только проектирование, но и мифотворчество. Я верю, что реальной задачей архитектуры является не только решение функциональных рациональных задач, но и создание благоприятной среды обитания. Не голод, а любовь и страх – и иногда удивление – заставляют нас творить. Проектировщик и обстановка могут меняться, но задача, я уверен, всегда остается той же – придание  поэтичности прагматичным формам».

«В одном из своих проектов, доме в Кордобе, я фактически старался «удалить» архитектуру. Единственная вещь, которую я оставил, был фасад, игравший роль своеобразной маски – суррогата архитектуры. Архитектура исчезла. Осталась только земля. Можно сказать, что таким приемом я риторически исключил архитектуру как культурно-историческое явление и вернулся к первобытному пониманию жилища.

Я пытался найти архитектурный смысл за пределами традиционной архитектуры и создать архитектуру, которая одновременно присутствует и отсутствует. С помощью нее я надеялся поместить человека в новое состояние бытия, посвященного осознанию человеческого величия, размышлению и восприятию. Хотя я и исключил все новое, у меня были свои приемы, древние и примитивные, которые пронизывали весь проект. В результате получилась архитектура, апеллирующая к вечности».

 

Общественный центр, Фукуока, Япония

«Идеальной ситуацией было бы заселение такого участка земли, который был бы настолько изобилен и дружелюбен к человеку, что постепенно сам создавал бы свой ландшафт – учитывая нашу потребность в жилище. И внутри такого жилища – в своем роде магическом пространстве – никогда не будет идти дождь, вообще не будет каких-либо неудобств. Нам приходится строить свои дома на земле только потому, что земля не дружелюбна к нам. В то же время мы не дружелюбны по отношению к ней, каждая постройка на земле – это разрушение природы. В совершенных отношениях с природой нам были бы не нужны здания».

«Мы должны создавать альтернативные образы лучшей жизни для придания нашим действиям цели, если не хотим бесконечно воспроизводить существующие условия. Я уверен, что любые архитектурные проекты, которые не пытаются предложить лучших условий жизни, аморальны. Они могут ограничить воображение и парализовать надежду, но мы не должны допустить этого».

По мнению Э. Амбаша, современные высокие технологии позволяют создать новую природу — пространство жизнедеятельности современного человека, которая будет, по крайней мере, не хуже естественной. И эта новая, рукотворная природа в органичном взаимодействии с сохранившейся естественной создаст ту альтернативу «каменным джунглям», которая вернет на Землю образ «утраченного рая» и позволит человечеству с оптимизмом смотреть вперед.

Хотя большинство проектов Э. Амбаша пока остаются на бумаге, его деятельность, как и работы ряда других западных архитекторов, свидетельствует о том, что уже не только Greenpeace, но и властные структуры большинства развитых стран не считают возможным дальнейшее процветание, в том числе и крупных городов, исключительно за счет природы, и что пора начать «возвращать долги» природному окружению. Иначе природа будет «мстить». И не только кислотными дождями, но и оскудением внутреннего мира человека.

К сожалению, в России большинство населения еще очень далеко от такого «экологического» сознания. Это относится и к инвесторам, которые вкладывают деньги в строительство, и к архитекторам, которые вроде бы могли выступать проводниками такого сознания, но идут на поводу у инвесторов, в большинстве случаев озабоченных только получением сиюминутной прибыли. Показательным примером здесь является Москва и ее пригороды, где строительный бум сопровождается не только фактически бесконтрольным сокращением зеленых территорий, угрожающим городу «удушьем», но и катастрофическим загрязнением и запустением тех природных оазисов, которые еще не попали под бульдозер строителей.

Музыкальный и спортивный центр, Шин-Шанда, префектура Хиого, Япония
Открытое кафе, Центр Джорджа Помпиду, Париж

Причина этого, как представляется, не только в несовершенстве природоохранного законодательства, но и в том, что в обществе продолжает преобладать «потребительское» отношение к природе. Можно, конечно, говорить об «исторической подоплеке» такого отношения – земли и лесов всегда было много, а населения – не очень, так что, казалось бы, «руби и руби». Да и не настолько мы богаты, чтобы вкладывать средства в сохранение и приумножение природы, вместо того, чтобы просто ею «пользоваться».

Но, как показывает опыт тех же развитых западных стран, чем раньше приходит осознание пагубности пути урбанизации, тем меньше средств, в том числе финансовых, приходится в будущем тратить на исправление положения. Тем более, что потери бывают, и очень часто, невосполнимыми.

Общественно-офисный центр, Нишиячибо, префектура Чибо, Япония
Частный жилой дом, Монтана, США

Михаил Туркатенко

В статье использованы иллюстрации из книги Emilio Ambasz. Inventions – the reality of the ideal, Rizzoli, NY, 1992