Время летит неумолимо, и вот уже Ростехнадзор присвоил статус cаморегулируемых организаций (СРО) первым некоммерческим партнерствам строителей. Этот факт можно расценивать как подтверждение того, что процесс перехода строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию идет своим чередом. И шансов на то, что действие лицензий будет продлено, остается все меньше и меньше…
Судя по отзывам руководителей кровельных организаций как из столиц, так и из различных уголков нашей Родины, идея саморегулирования пока не нашла своего места не только в их сердцах, но и в головах. Основной мотив бездействия – наличие лицензии на несколько лет вперед и неосведомленность об изменениях в законодательстве Российской Федерации. Но общеизвестно, что незнание законов не освобождает от ответственности! Логично предположить, что если система допусков на производство строительных работ призвана заменить собой систему лицензирования, то и наказание за работу без допуска будет аналогичным наказанию за работу без лицензии. Чем, скорее всего, не преминет воспользоваться налоговая служба – в условиях экономического кризиса, когда собираемость налогов падает, недальновидные строительные компании могут оказаться той самой «легкой добычей», которая в состоянии существенно поправить бюджет за счет штрафов за работу без допуска.
Действующие сейчас лицензии, даже со сроком действия до 2014 г., отменяются с 1 января 2010 г. Конечно, существует шанс, что переходный период может быть продлен, но судя по активности уже зарегистрированных СРО и достаточно жесткой позиции Ростехнадзора, такой ход событий маловероятен.
Прогноз развития СРО
По мнению экспертов, есть три основных варианта развития саморегулирования в строительстве в России. Отличаются они друг от друга количеством СРО, которые будут оперировать на этом рынке и степенью государственного контроля за их деятельностью.
Вариант первый – массовый. Количество действующих СРО будет превышать 150, что означает децентрализованную систему управления СРО, формальный принцип подхода к их регистрации и к сравнительно небольшому количеству членов в этих организациях. Это приведет к конкуренции между СРО и борьбе за привлечение новых членов. Как результат — неизбежное падение уровня требований СРО к вступающим организациям, дополнительные риски для добросовестных операторов рынка (в СРО могут попасть неквалифицированные или недобросовестные компании, а остальные члены СРО будут своими деньгами, через компенсационные фонды, отвечать за их деятельность). Не говоря уже о том, что риск аннулирования выданных такой СРО допусков будет весьма высоким – если количество членов некоммерческого партнерства станет меньше, чем 100, статус СРО у него может быть отозван, что автоматически делает недействительными выданные ранее допуски.
Вариант второй – региональный. Количество действующих СРО – 40-50 (по одной–две на регион). В такой ситуации достаточно легко построить вертикальную централизованную систему управления СРО. Количество членов каждого некоммерческого партнерства будет более 500, появится возможность учитывать специфику регионов. Скорее всего, такие СРО будут созданы на базе существующих Ассоциаций и Союзов, что позволит сохранить наработанный опыт этих некоммерческих организаций.
По состоянию на 28 мая 2009 года:
• Статус СРО присвоен 9 организациям.
• Зарегистрировано более 200 некоммерческих партнерств, созданных в целях саморегулирования в строительстве.
Третий вариант – межрегиональный. В этом случае будет зарегистрировано около 20 саморегулируемых организаций. Произойдет укрупнение за счет членов тех некоммерческих партнерств, которые не смогли получить статус СРО. Будет налажено жесткое вертикальное управление с эффективным контролем со стороны государства.
По какому варианту будут развиваться события, зависит от принципиальной позиции Ростехнадзора, который и уполномочен давать статус СРО некоммерческим партнерствам.
Так что же делать?
Во-первых, выделить время на сбор информации и принятие решения. При этом надо иметь в виду, что та информация, которая лежит на поверхности, как правило, носит рекламный характер и преследует цель продать какие-либо услуги, не говоря уже о мошеннических целях. Поэтому поиск и изучение публикаций специализированной прессы, посещение тех или иных семинаров, внимательное прочтение законодательной базы займут изрядное количество дорогого времени руководителя предприятия. Но это делать надо обязательно – ведь нельзя же доверять принятие фундаментальных решений, связанных с экономической безопасностью предприятия, сторонним людям.
Во-вторых, твердо зная, что сам допуск на ведение строительных работ своим членам любая СРО выдает совершенно бесплатно на любое количество видов работ и срок выдачи такого допуска не должен превышать 30 дней, не поддаваться на предложения посредников без их тщательного изучения. СРО – это общественная организация и принимают в нее именно вашу компанию. И с момента наступления членства ваша компания может влиять на жизнь этой общественной организации, в частности, на прием в нее других членов. Необходимо лично вступать в контакт с выбранной вами СРО и выяснять все требования и аспекты членства в этой организации.
В-третьих, надо помнить, что законодательством не предусмотрен возврат средств, выплаченных вашей компанией в компенсационный фонд СРО, при выходе из него. То есть, переход в другую СРО будет связан с потерей значительных сумм. Это говорит о том, что выбирать СРО надо тщательно – сотрудничество с ней должно быть рассчитано надолго.
С чего начинать знакомство со СРО?
С изучения реестра некоммерческого партнерства. Если в состав этой организации входят известные на региональном или федеральном уровне компании, то это – дополнительная гарантия того, что при создании этой организации преследовалась цель саморегулирования, а не сбора денег с потенциальных членов. Далее не лишним будет проверить статус этой организации. Вариантов может быть только два – либо некоммерческое партнерство, созданное в целях саморегулирования, но еще не получившее статуса СРО, и некоммерческое партнерство, уже получившее статус СРО. Такой статус присваивает Ростехнадзор на основании соответствия некоммерческой организации требованиям законов 148-ФЗ и 315-ФЗ. И полезно знать – на сайте www.gosnadzor.ru можно найти официальную информацию о том, каким организациям уже присвоен статус СРО.
Почему имеет смысл заниматься этим сейчас? Есть, по крайней мере, три существенных причины:
• Не имея допуска, нельзя претендовать на выполнение работ, плановый срок окончания которых позже конца декабря 2009 г.
• Во многих тендерах официального и неофициального характера уже выдвигается требование иметь допуск на ведение строительных работ после 1 января 2010 г., несмотря на то, что они будут закончены в 2009 г. Причина – гарантия, которая должна осуществляться, как минимум, до 2012 г., а заказчик хочет быть уверенным в том, что компания-подрядчик будет иметь законное право ее осуществлять.
• В последние месяцы года желающих получить допуски будет очень много, и можно просто не успеть.
Наблюдая за развитием событий в ходе зарождения саморегулирования на строительном рынке в России, можно сделать вывод: рано или поздно, так или иначе, но, скорее всего 1 января 2010 г. саморегулирование заменит действующую систему лицензирования. Важно, чтобы наши кровельные компании с минимальными потерями заняли достойное место в новой системе строительных отношений.
Александр Дадченко, президент Национального кровельного союза
Госдума вносит поправки к Федеральному закону №148 и Градостроительному кодексу РФ об отмене лицензирования в строительстве
Действие строительных лицензий заканчивается 1 января 2010 г., и продлеваться они не будут. Об этом первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Валерий Панов заявил на VII ежегодном саммите института Адама Смита «Недвижимость в России» 2 июня 2009 г.
«Этот год переходный, и нужно «раскрутить» закон о СРО и прекращать действие ранее выданных лицензий», — заявил В. Панов. Он посетовал, что сейчас создано только 12 саморегулируемых организаций, и это очень мало для России.
«Возможно, этот вид деятельности будет передан от Ростехнадзора к Минрегиону, так как Ростехнадзор плохо справляется с регистрацией саморегулируемых организаций в России», — заявил В. Панов.
Также Госдума вносит поправки к Федеральному закону №148 и Градостроительному кодексу РФ об отмене лицензирования в строительстве.
Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере строительства будет создано не позднее 1 июля 2010 г.
«Даже у тех строительных и подрядных организаций, которым было продлено действие лицензий до 2011- 2012 годов, будут приостановлены лицензии с 1 января», — добавил В. Панов. «Сейчас закону нужно наработать правоприменительную практику», — считает он.
По информации «Интерфакс. Недвижимость»