20 января 2011 г. в Союзе архитекторов России прошла пресс конференция на тему «Проблемы перехода к непрерывному архитектурному образованию в России: новые образовательные стандарты, квалификационная аттестация, регистр квалифицированных архитекторов, законодательство в сфере профессиональной деятельности».
В пресс-конференции приняли участие президент САР Андрей Владимирович Боков , президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Петрович Кудрявцев, ректор МАрхИ Дмитрий Олегович Швидковский, председатель Совета по образованию, вице-президент САР Алесей Львович Бавыкин, заместитель председателя Совета САР по образованию, зав. кафедрой архитектурного менеджмента МАрхИ Елена Сергеевна Баженова.
Предстоящее вступление России в ВТО и вся логика международного развития свидетельствует о неизбежной и скорой необходимости перехода системы образования и подтверждения квалификации архитекторов на общепринятые мировые стандарты. Последние формируются на базе парадигмы непрерывного профессионального образования.
Уникальность современной российской ситуации в том, что одновременно реформируются архитектурные вузы (переход на ФГОС-Ш), архитектурная профессия и лицензирование (создание СРО), система начального, среднего и среднего специального образования (новый «Закон об образовании»). Это редкая возможность для создания скоординированной системы школа – техникум – вуз – лицензирование – практика, и ею необходимо воспользоваться.
Последнее время численность практикующих архитекторов, составляющая по оценке Союза архитекторов, порядка 16 тысяч (официальной статистики нет) в России не растет и это притом, что специалистов этого профиля готовят более 50-ти вузов. В сравнении с Европой, где существует порядка 150 вузов, численность практикующих архитекторов составляет около 250 тысяч. Ситуация сложилась тревожная.
По мнению выступающих, профессия архитектор должна быть живой и образовывать ее должны несколько поколений специалистов. Не смотря на то, что архитектурное образование в целом выполняет свою задачу – в профессии все время появляются талантливые люди, тем не менее приток молодых специалистов не достаточен. Чтобы решить проблему вхождения в профессию молодых архитекторов необходимо построить систему непрерывного образования и лицензирования физических лиц.
Сегодня ситуация такова, что профессия находится в законодательном вакууме – определение и само слово «архитектор» в законах отсутствует. Система саморегулирования, выдающая лицензии на право выполнять проектирование юридическим лицам и призванная защитить рынок от непрофессионализма свою главную функцию не выполняет. Выход из этого есть — ответственность должно нести физическое лицо, как это принято во всем мире.
Еще одна существенная проблема, требующая скорейшего решения — это внесение ясности в новый закон об образовании. В частности, как будут существовать архитектурные школы, которые должны стать институтами, по закону лишенными возможности готовить магистров, вести научную деятельность и заниматься повышением квалификации.
Для решения этих наболевших вопросов на V-ом Пленуме правления Союза архитекторов России, проходившем в октябре 2010 года был организован Совет САР по архитектурному образованию и аттестации. В состав Совета вошли представители российских высших архитектурных школ, государственных и общественных организаций, чья деятельность посвящена вопросам высшего образования.
Главная цель Совета по образованию в нынешнем году, опираясь на мировой опыт, сформировать в России систему непрерывного образования в области профессиональной деятельности. Первые практические шаги уже сделаны. В частности, подготовлены поправки в новый закон об образовании. С Министерством образования и науки РФ достигнуто соглашение о том, что представители Совета САР по образованию войдут в рабочую группу по подготовке закона, что делает реальным внесение в закон этих поправок. Союз архитекторов разработал Положение о квалификационной аттестации физических лиц на добровольной основе, и начал выдавать квалификационные аттестаты, формируя реестр квалифицированных архитекторов РФ. Начата работа по созданию стандарта профессии в России – он будет представлен общественности до конца 2011 года. По договоренности с Минобразования и науки принято решение о запуске пилотного проекта по созданию рейтинга архитектурных школ.
В ближайших планах Союза архитекторов ввести для архитекторов двухступенчатую систему образования, состоящую из академической ступени – высшая школа, и практической – стажировка (интернатура) на рабочем месте, завершающаяся демонстрацией знаний с целью включения в формируемый реестр квалифицированных архитекторов, который будет размещен на новом сайте САР www.uar.ru (новый сайт планируется запустить в феврале текущего года).
В Союзе архитекторов России считают, что для перехода к непрерывному профессиональному образованию и интеграции российского архитектурного сообщества в международное профессиональное пространство, решение этих вопросов нельзя откладывать. Заниматься этим нужно уже сегодня.