Необыкновенные шары

Для воплощения многих амбициозных проектов архитекторы прибегают к идее шарообразных зданий. Таким сооружениям сложно остаться незамеченными — они приковывают к себе внимание и часто становятся архитектурной доминантой окружающего ландшафта. Здания- шары и полусферы выглядят порой как пришельцы из космоса, однако за космическим совершенством форм скрывается вполне земное мастерство и расчет. 

a10_pub

IMAX, Бухарест

Одно из таких зданий не так давно появилось в Румынии, в Бухаресте. Так называемый AFI-дворец – самый большой торгово-развлекательный комплекс в Румынии, предоставляющий своим гостям 222.000 м ² торговых площадей и разнообразные развлечения, включая кинотеатр IMAX. Этот успешный проект MYS Architects (Тель-Авив) был уже удостоен многих международных наград, но особенное восхищение профессионалов вызывает кинотеатр, построенный в виде трехмерной сферы с 24 «складками».

IMAX, Parc de la Villette, Париж

IMAX, Parc de la Villette

Научный центр в Глазго

Научный центр в Глазго

Этот объект перекликается с другой известной сферой IMAX, находящейся в Париже, в Parc de la Villette, а также напоминает обновленный научный центр в Глазго. Для внешней отделки румынского IMAX был выбран сине-серый RHEINZINK prePATINA, которого потребовалось больше 4000 кв.м. Само здание имеет 42 метра в диаметре.

Korea_01_20060803_074317_pub 4.1.1Другое известное сферическое здание — Телекоммуникационный Центр в Гвачеон-Сити Южной Кореи. Форма здания идеально вписана в окружающий пейзаж, наклонные линии холмов повторяются в изогнутой  крыше офисной части здания. Крупноразмерная сфера, которая задумана как общественная зона выставок, подчеркивает незыблемость и твердость замысла. Для облицовки снова были выбраны плоские плитки сине-серого RHEINZINK prePATINA с замковой системой крепления, они оптимально подходят для облицовки сложных криволинейных форм.

planetariГоворя о сферах и полусферах, практически невозможно не упомянуть московский «шар» Планетария. Этот замечательный объект исторически расположен в глубине застройки, в 100 м от садового кольца, а в 1950-е годы его эффектный купол и вовсе оказался в архитектурной ловушке – отгороженный от Садовой-Кудринской улицы и «приниженный» новыми жилыми многоэтажками, постройками Зоопарка, выросшими деревьями. Кроме того, со временем планетарий ощутил острую нехватку внутреннего пространства — появилась потребность в ведении образовательной, музейной деятельности. Так возникла необходимость в реконструкции.

Планетарий — памятник архитектуры советского авангарда 1920-х годов, пристройки и надстройки в таких ситуациях практически недопустимы. В итоге, для того, чтобы «возвысить» здание над окружающим пейзажем и увеличить его площадь был предпринят подъем старого здания с параболическим куполом на высоту шесть метров и строительство для него своеобразной платформы-пьедестала, что позволило увеличить общую площадь в 5 раз. Компания «Мосгоргидрострой» осуществила подъем здания с куполом, тремя перекрытиями, лестницами и оборудованием на 27 домкратах всего за 40 дней — такая операция в нашей стране была произведена в первый раз. Причем высота 6,3 м — не случайна. Это две минимальных высоты этажа, а максимум был задан нормативным 7%- ным уклоном нового пандуса, начинающегося у Садового кольца.

Здание было отрезано от старых фундаментов и поднималось сначала по 30, потом по 60 см в сутки. В образовавшиеся просветы вставлялись металлические катушки — позвонки. В конце подъема старое сооружение эффектно опиралось на систему необычных позвонков, один из которых сохранен сейчас в музее истории реконструкции планетария.

При реконструкции купола использовался материал RHEINZINK толщиной 0,8 мм. Была применена техника укладки «Большие ромбы»: от основания купола (размер кровельных элементов 1250х600 мм) до отметки 15 м вверх по образующей, где ромбы уменьшились до 600х600 мм. В течение полугода титан-цинк REIHNZINK подвергался процессу естественного патинирования.

reinСегодня все авторы и исполнители работ отмечают глубокий и благородный оттенок выбранного естественного материала, не требующего ни окраски, ни особого ухода. Так, архитекторам и строителям удалось при помощи уникальной технологии компенсировать изменения градостроительной ситуации вокруг исторической постройки.

Применение прогрессивных строительных материалов и оборудования обеспечивает надежную эксплуатацию обновлённого комплекса. Пятикратное увеличение площади позволило превратить старинный «звездарий» в полноценный и полифункциональный культурный объект.