Отечественная промышленная архитектура имеет богатейшую историю. В двадцатом столетии в развитии этого жанра участвовали такие выдающиеся проектировщики, как В. Шухов, И. Жолтовский, И. Голосов, И. Николаев, братья Веснины. Впоследствии архитекторы переключились на проектирование унифицированных типов промышленных зданий. На основе созданных типовых секций двойного применения в период Великой отечественной войны в считанные месяцы были построены сотни заводов тяжелого машиностроения, которые могли, к примеру, выпускать и тракторы, и танки. Еще одним крупным достижением советских промышленных архитекторов стал метод строительства в вечной мерзлоте. Однако с началом перестройки промышленное проектирование в России практически остановилось.
Сама эта тема последний раз становилась поводом для профессиональной дискуссии в Союзе архитекторов более 20 лет назад, а кафедра промышленных сооружений МАрхИ все эти годы была своего рода «ссылкой» для студентов. Сегодня ситуация медленно, но верно меняется. Хотя многолетний провал в данной области дает о себе знать. Например, регионы в подавляющем большинстве случаев отказались принять участие в нынешней конференции и организованной в ее рамках выставке, ссылаясь на то, что им нечего показать. Признает профессиональный цех и то, что немногочисленная промышленная архитектура последнего времени в России далека от совершенства. В Москве дело обстоит несколько лучше, но условия игры на столичном рынке не позволяют профессиональным архитекторам подступиться к важным городским заказам – например, к программе строительства народных гаражей. Был приведен на конференции и другой пример: из всей большой программы по созданию транспортно-пересадочных узлов, о которой еще год назад так много говорили городские власти, остался всего один – в районе метро «Планерная», работа по остальным повисла в воздухе.
Впрочем, есть и успешно реализованные проекты, например, популярные сегодня конверсии бывших фабричных зданий в лофты и офисы. Еще одна интересная творческая задача, стоящая перед московскими архитекторами, заключается в реконструкции зданий многочисленных ЦТП. «Эта архитектура крупных объемов и необычной технологии таит в себе большие возможности», – уверен Юрий Петрович Гнедовский. Другие участники дискуссии с этим полностью согласились. По их мнению, перед архитекторами промышленного направления, помимо строительства новых предприятий, стоит сложнейшая задача модернизации старых, а также реконструкция поселений, где предприятия имели градообразующее значение. И, наконец, еще одной важной задачей является сохранение наследия советского «прома» – этой темой, в частности, занимаются сегодня студенты МАрхИ.