Строительные организации в 2010 году: правовые и налоговые реалии

Vilchur (1)

Переход от лицензирования к саморегулированию стал для строительной отрасли главным событием наступившего года. Еще нескоро можно будет подводить хотя бы промежуточные итоги, однако можно обозначить ряд существенных моментов, которые необходимо будет учитывать в новых условиях. В публикуемом материале рассматриваются вопросы корпоративной, налоговой и договорной политики строительных организаций, указываются некоторые тенденции развития законодательства и практики.

Основные тенденции корпоративной жизни

Изменения законодательства о несостоятельности, вступившие в силу в ушедшем году, значительно упростили процедуру возбуждения дел о банкротстве. Одновременно была введена ответственность контролирующих лиц, что поставило под удар не только сами организации, но и их руководителей и владельцев.

Для строительных компаний данные нововведения являются особенно значимыми, поскольку строительный бизнес связан с крупными проектами, которые не могут быть быстро свернуты или завершены. Поэтому организации данной отрасли будут подвергаться процедуре банкротства с большей вероятностью чем, например, торговые компании.

Кроме того, была опубликована «Концепция развития законодательства о юридических лицах», одна из главных идей которой, по сути, сводится к тому, чтобы малый бизнес перевести на индивидуальное предпринимательство. Так, минимальный уставный капитал общества с ограниченной ответственностью предполагается установить в размере 1 000 000 руб. Естественно, это существенно изменит систему работы многих организаций и групп.

С учетом же платежей, связанных с вступлением в СРО, можно говорить о том, что роль малого бизнеса в строительстве будет значительно снижена.

Корпоративная политика группы компаний, в которую входит строительная организация, определяется сегодня следующими особенностями:

1. Возрастание ценности строительных компаний. Это является следствием увеличения расходов на нее, связанных с переходом к саморегулированию.

2. Усиление контроля. Представляется сомнительным, что саморегулируемые организации на первых порах смогут осуществлять эффективный контроль за деятельностью своих членов. Однако следует учитывать, что происходит укрупнение участников рынка, поскольку для малых компаний бремя расходов по вступлению в СРО оказывается просто непосильным. А значит, количество участников рынка уменьшается, что облегчает контроль за остальными.

3. Защита активов. Сложная экономическая ситуация вновь повысила актуальность вопроса о защите основных активов от возможных взысканий кредиторов. В этой связи необходимо разрабатывать целый комплекс мер, позволяющих сохранить основные средства производства практически в любой неблагоприятной ситуации.

Кроме того, менеджерам и владельцам бизнеса следует позаботиться и о сохранении личных активов, поскольку неблагоприятная ситуация может затронуть не только компанию, но и их собственные имущественные интересы.

Тенденции в области налогообложения

1. Рост так называемых зарплатных налогов. На данный момент речь идет о замене единого социального налога на платежи в социальные внебюджетные фонды.

По сути, такое нововведение представляет собой возврат к системе, действовавшей до вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ,т.е. до 2001 года. В дальнейшем будет продолжаться рост платежей в указанные фонды.

К сожалению, провал пенсионной реформы, породившей огромные дыры в бюджете пенсионного фонда, влечет очередное усложнение процедуры уплаты и увеличение суммы платежей.

Все это проходит на фоне не утихающей дискуссии о повышении ставки НДФЛ и о введении для этого налога прогрессивной шкалы, когда ставка будет возрастать по мере увеличения доходов.

Здесь необходимо отметить, что в теории налогообложения прогрессивная ставка налога на доходы граждан считается наиболее справедливой. Однако в наших условиях все работает не совсем так, как предполагается.

Наиболее обеспеченные плательщики – владельцы бизнеса, топ- менеджеры и ряд других, создают механизмы, позволяющие им уходить от уплаты налогов, причем зачастую – абсолютно легальными способами. Таким образом, прогрессивная шкала налога становится неэффективной, поскольку практически не затрагивает тех, на кого она направлена.

Кроме того, несомненно, что повышение налогов увеличит вывод зарплат в теневой сектор, что плохо не только для бюджета, но и для работников, на которых может оказываться дополнительное давление.

2. Усиление мер налогового контроля Резкое снижение доходов бюджета, возникшее вследствие объективных экономических причин, стало причиной более жесткого подхода налоговых органов при проведении проверок.

Самое парадоксальное состоит в том, что, платя все положенные налоги, не пытаясь их уменьшить или отсрочить, предприниматель все равно не может чувствовать себя спокойно. У налоговых органов есть план по сбору недоимок, и он не варьируется в зависимости от применяемой организацией налоговой политики.

Иными словами, честно мы платим налоги или нет – претензии все равно будут.

Создание специализированных налоговых инспекций, контролирующих строительную деятельность, потребует от компаний дополнительного внимания к налоговой сфере.

При этом руководители строительных компаний далеко не всегда уделяют достаточное внимание вопросам правильной организации работы внутренних финансовых служб, а также привлечению внешних консультантов. А повышение уровня подготовки сотрудников налоговых органов увеличивает требования и к уровню специалистов проверяемых предприятий.

Кроме того, необходимо иметь в виду следующее.

Увеличение налогового бремени и усиление налогового контроля породили новые задачи в части оптимизации налогообложения уже и без того находящихся в непростом положении строительных организаций. Вкратце их можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, требования отошли от исключительного намерения снизить уплачиваемую сумму налогов. Появилось, как минимум, два дополнительных направления оптимизации, которые определяют налоговую политику организации:

А) Временнaя оптимизация, т.е. перенос уплаты налогов на более удобное время. Наиболее характерно это для достижения равномерной уплаты НДС.

Б) Акцент на налоговой безопасности. При этом виде оптимизации сумма уплачиваемых налогов может не снижаться, но уже имеющаяся налоговая экономия облекается в более надежную форму.

Во-вторых, с каждым днем все сложнее определять грань между законной и незаконной оптимизацией. Судебная практика, зачастую, противоречива, а подход налоговых органов становится все более жестким. В связи с этим большее внимание теперь уделяется обоснованию оптимизационных мероприятий и правовой защите их результатов.

Наконец, в-третьих, увеличивается взаимосвязанность договорной работы организации с ее налоговой политикой, а также обоих этих направлений с системой корпоративной безопасности.

Не секрет, что возможность снижения налогов во многом закладывается в заключаемых договорах. Но при этом необходимо, чтобы договор выполнял и свои прямые функции, т.е. защищал интересы компании.

Договорная политика

Увеличение ценности строительной организации в составе группы компаний требует новых подходов к организации договорной работы. Среди них необходимо отметить следующие:

1. Разделение договоров В целях снижения рисков строительной компании желательно делить строительные договоры на собственно подрядный, касающийся только выполнения работ, и договоры поставки материалов. Причем последние желательно заключать на иные компании.

На практике этого не всегда удается достичь, однако следует помнить, что такое положение существенно снижает договорные риски строительной компании. Более того, заказчик также застрахован от нецелевого использования денег, поскольку изначально приобретает материалы в собственность.

2. Процесс согласования договоров Необходимо отходить от старой и уже утратившей эффективность системы «листа согласования». Она не позволяет участникам процесса увидеть ситуацию в целом.

Кроме того, работа ведется с неопределенной редакцией договора, поскольку каждый вносит в текст свои правки, в результате чего все последующие исправления уже могут не сочетаться с ними. Вместо этого следует вводить проектный способ согласования, когда создается рабочая группа и каждый работает над договором по своей специфике, а потом принимается решение на общем заседании.

3. Работа над договором. Строительный подряд считается одним из наиболее сложных договоров. Его составление требует хотя бы общего понимания технической стороны вопроса, знания особенностей реализации строительных проектов, их контроля и документирования. При этом данный договор является длительным по времени реализации, что также придает ему особые черты.

Как правило, график реализации проектов оформляется с помощью диаграммы Ганта (ленточной диаграммы), где по вертикали размещаются задачи, а по горизонтали – временная шкала.

Специфика юридической работы в строительной отрасли подразумевает необходимость составления договора на основании такой диаграммы, поскольку общих сведений об условиях работы может быть недостаточно.

Так, без нее трудно установить последствия просрочки выполнения заказчиком каких-либо обязанностей и какие изменения в ходе выполнения работ подрядчиком это повлечет. А без этих данных составить качественный договор просто не получится.

И договоры, и налоговые решения непосредственно влияют на экономическую безопасность компании. Поэтому работа во всех указанных сферах должна быть четко согласована.

Николай Вильчур, управляющий партнер ООО «Международная консалтинговая компания «Вильчур и партнеры