Национальный кровельный союз обратил внимание на потенциальные риски проекта федерального закона в области технического регулирования

Министерством строительства и ЖКХ РФ разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Законопроект). В подготовленном экспертном заключении по законопроекту Национальный кровельный союз выступает за его пересмотр.

Законопроект содержат целый ряд концептуальных предложений, принципиально меняющих систему технического регулирования и стандартизации (технического нормирования) в строительстве, не соответствующие действующему Федеральному закону №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. Документ вводит запрет на применение при проектировании и строительстве нормативных документов, которые отсутствуют в планируемом к формированию Реестре, вводит новый тип документов обязательного применения.

Итак, проект закона вводит принципиально новый вид документов -строительные нормы и строительные правила, которые не предусмотрены действующими перечнями документов по стандартизации (Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» 162-ФЗ от 29 июня 2015 г.; Федеральный закон «О техническом регулировании» 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.). В законопроекте отсутствуют чёткое определение, чем строительные правила отличаются от сводов правил, а определение терминов «национальный стандарт» и «свод правил» не соответствует определениям данных терминов, принятых в 162-ФЗ «О Техническом регулировании».

В законопроекте отсутствует такой тип нормативного документа, как стандарт организации, а специальные технические условия фактически запрещены к применению.

Строительные нормы будут устанавливать обязательные требования к зданиям и сооружениям, предъявляя при этом только требования к механической безопасности зданий, сооружений и строительных конструкций. В действующем Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент) в число минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям входят дополнительно к механической безопасности еще 7 базовых требований, которые также должны быть детализированы на уровне документов, обеспечивающих их соблюдение. Ранее они устанавливались в сводах правил и национальных стандартах.

В соответствии с законопроектом технические требования в области пожарной безопасности, доступности, безопасности пользования фактически выводятся из сферы технического регулирования, т.к. доказательная база для данных требований будет формироваться в порядке, не предусмотренном законодательством о техническом регулировании и стандартизации, что также противоречит статье 4 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Зависимость применения документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил) и строительных правил от включения сведений о них в Федеральный реестр, является фактически запретом на все документы добровольного применения и вступает в противоречие с нормами федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Строительные нормы в соответствии с законопроектом «не должны содержать … методов расчета и проектирования…», строительные правила в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 1 законопроекта содержат «требования к процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) зданий, сооружений и помещений в них, а также требования к проектным решениям…». При этом законопроект не устанавливает, в каких документах будут установлены методы расчета и проектирования.

Законопроект устанавливает, что сведения обо всех «документах, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства» подлежат включению в Федеральный реестр нормативных документов в строительстве по результатам экспертизы, проводимой экспертными комиссиями, созданными Минстроем России.

Таким образом, вводится двойная экспертиза нормативных документов, а создаваемые согласно законопроекту экспертные комиссии функционально дублируют деятельность Технических комитетов.

Экспертиза, предусмотренная законопроектом, должна проводиться на соответствие строительным нормам и правилам, включенным в Реестр (пункт 7 части 3 статьи 2 законопроекта), т.е документам, которые в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Также отсутствует порядок их разработки и утверждения.

Предлагаемая законопроектом повторная экспертиза увеличивает срок рассмотрения нормативных документов и стоимость их разработки, снижая актуальность содержания. При этом документы, с которыми будет проходить сопоставление в процессе экспертизы, могут быть устаревшими и не соответствующими современной практике.

Законопроект устанавливает существенные затратные административные барьеры для применения строительных изделий и материалов, конструкций и технологий: 1)

Предлагаемая процедура подтверждения пригодности для применения в строительстве распространяется на уже стандартизованные строительные материалы, изделия, конструкции и технологии, при условии отсутствия сведений об этих национальных стандартах в Реестре. Пока национальный стандарт (ГОСТ) не включён в Реестр, производители вынуждены будут выплачивать солидные суммы организации, которая выдаёт Технические свидетельства о пригодности для применения в строительстве. 2)

Фактически становится невозможным внедрение в практику инновационных материалов и технологий. Пока на них отсутствуют разработанные стандарты, включённые в реестр, применять их запрещено. Порог внедрения инновационных разработок увеличивается на несколько лет и несколько миллионов рублей.

Законопроект исключает применение индивидуально разработанных проектных решений (пункт 14 части 3 статьи 1 законопроекта) и специальных технических условий (новая редакция статьи 6 и части 6 статьи 15 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), широко применяемых в строительстве в случае отсутствия (недостаточности) требований в национальных стандартах и сводах правил (части 8 и 9 статьи 6 и часть 6 статьи 15 действующего ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Это приведет к невозможности реализации большого количества инвестиционных проектов в строительстве, для которых отсутствует или недостаточна нормативно-техническая база.

Введение строительных норм и строительных правил приведет к невозможности применения в Российской Федерации европейских стандартов по проектированию (Еврокодов).

Переходный период, предлагаемый законопроектом (часть 1 статьи 4 законопроекта) и предусматривающий включение в течение 1 года всего массива нормативно-технических документов в области строительства в Реестр с проведением повторной экспертизы и доработки документов по ее результатам, представляется нереальным и чрезвычайно затратным.

Надеемся, что принятие законопроекта в предложенном виде будет признано нецелесообразным, а Министерством строительства и ЖКХ будет разработан новый проект документа с привлечением профессионального сообщества.

Источник: www.roofers-union.ru