Национальный кровельный союз завершает серию новостных публикаций по итогам Всероссийского кровельного конгресса, который состоялся 19-20 февраля 2015 г. в Москве.
Второй день был посвящен серии узкотематических секций, среди которых — секции «Строительство Эксплуатируемых крыш» и «Опыт строительства металлических крыш».
О проблемах организации парковок на крыше рассказал в своем докладе А.М. Клевцов, президент компании «ТемпСтройСистема». Серьезным источником проблем, по его мнению, является легкомысленное отношение проектировщиков к этому типу кровель и отсутствие четких инструкций, как и в каком порядке должны быть смонтированы слои кровельного «пирога». Пример явной ошибки проектировщика — расположение деформационых швов в бетоне не сопоставлено с расположением кровельных воронок, в результате чего швы оказались на наклонной поверхности, а не на «гребнях» плиты. Другой вопрос — отсутствие специфических знаний у самих кровельщиков, связанных, например, с особенностями «бетонных» работ.
Докладчик привел пример, когда для конкретного объекта, расположенного в Уфе, ни один из близлежащих заводов не смог подобрать верную рецептуру бетона, в результате чего расчет рецептуры пришлось заказывать за рубежом, в компании BASF, что, конечно же, обошлось недешево. Дискуссию среди участников вызвал вопрос о количестве и расположении гидроизоляционных слоев на эксплуатируемой кровле — все выступавшие сошлись во мнении, что четких инструкций на этот счет не дают ни производители кровельных материалов, ни проектные организации. Бетонная разгрузочная плита однозначно должна быть защищена от влаги — несмотря на влагостойкость бетона, он способен «размораживаться» в межсезонье и терять свои прочностные свойства. К элементам паркинга, повышающим сложность работы кровельщика и требующим его особого внимания, докладчик отнес также парапеты, для которых требуется полноценная отделка (парапетные крышки, антивандальное защитное покрытие, перила) и которые очень трудоемки в монтаже; а также входные группы, эвакуационные выходы на кровле, пандусы.
Следующий доклад, посвященный той же теме, — опыту устройства эксплуатируемых крыш, представила М.В. Якубив, главный инженер проектов ЭКС ПП «Экологические технологии» («Экотех»). Она рассказала о эстетическом аспекте проблемы и показала на конкретном примере, как довольно неприглядная воздухозаборная шахта может стать «изюминкой» кровли, если сделать из нее своеобразную «клумбу».
Также в своем докладе М.В. Якубив затронула вопрос облицовки кровельной поверхности керамическими плитами. Она отметила: порой заказчика очень сложно убедить в том, что плитку следует уложить свободным образом, а не на стяжку. Швы при этом невозможно сделать идеальными, однако именно этот вариант укладки является единственно правильным.
А.Е.Зернов, заместитель генерального директора компании «Протан Рус», предложил собравшимся вернуться к вопросу организации пароизоляции, который до того уже не раз поднимался на Конгрессе. Организация пароизоляции плоских крыш – это тема, регулярно и активно обсуждаемая на заседания Технической рабочей группы Национального кровельного союза, особенно в связи с подготовкой предложений по внесению изменений в текст СП «Кровли».
В ходе выступления А.Е. Зернов рассказал о норвежском исследовании, проведенным независимым научно-исследовательским центром, по организации пароизоляции плоских крыш с основанием из профлиста, в ходе которого сравнивались системы с различными видами пароизоляции и разными типами ее крепления.
Беды, приносимые применением неправильно выбранной пароизоляции, известны всем профессионалам кровельной отрасли. Однако чаще всего проблемы возникают из-за ошибок монтажа пароизоляции. Чаще всего пар проникает в конструкцию через неправильно выполненные примыкания. И именно им необходимо уделять самое пристальное внимание. Через отверстия, сделанные крепежом сквозного крепления, проникает минимальное количество пара. Поэтому запрещать применение полимерной пароизоляции в системах с механическим креплением неразумно. Разумнее бороться за повышение качества монтажа. При этом, как подчеркнул А.Е. Зернов, на крышах зданий, расположенных над помещениями с повышенной влажностью воздуха (бассейны и т.п.), лучше всего применять для устройства пароизоляции битумно-полимерные рулонные материалы.
Поднятые проблемы оказались крайне актуальными для многих присутствующих в зале. Докладчиков буквально «забросали» вопросами, а ряд завязавшихся споров и дискуссий за недостатком времени пришлось перенести «в кулуары».
Тем временем на другой секции обсуждали различные аспекты строительства крыш с кровельным покрытием из металлов.
Э.В. Житник, генеральный директор «Акритэк», рассказал о практическом опыте устройства невентилируемых систем скатных крыш с применением теплоизоляции из пенополиуретана. Стандартная система с вентиляционным зазором, применяемая чаще всего в нашей стране (минераловатный утеплитель с комплектом пароизоляционных и паропроницаемых мембран с обустройством вентиляционного пространства), не всегда обеспечивает своевременный вывод влаги из гигроскопичных утеплителей, образуемой в результате поступления пара из внутренних помещений здания.
Как показывает практика, устройство пароизоляции лишь отчасти задерживает поступление пара в конструкцию. Поэтому в обязательном порядке обустраивается вентиляционное пространство, которое должно иметь хорошую воздушную тягу, выводящую из утеплителя накапливающуюся влагу. Однако, если конструкцией крыши предусмотрены различные препятствия (ендовы, хребты, мансардные окна, печные трубы и т. д.), то воздух, упираясь в эти конструктивные элементы, будет застаиваться на данном участке кровли, а влага – скапливаться. Особенно остро эти проблемы стоят для металлических фальцевых крыш. Поэтому одним из вариантов решения проблемы, особенно на сложных крышах, становится устройства невентилируемой системы.
К.В. Косарев, директор по развитию компании «Юнисила», рассказал о практическом опыте компании по применению систем кровельных покрытий с использованием самозащёлкивающегося промышленного фальца из различных материалов на примере системы Riverclack. Были рассмотрены применяемые для создания кровельного покрытия металлы, конструктивные особенности системы промышленного фальца и те возможности, которые она даёт при реализации сложных и значимых объектов. После выступления, в ходе дискуссии, участники сравнили указанную систему с ее аналогами и обсудили нюансы монтажа в случае применения панелей-картин большой длины.