На рынке поликарбоната

appp1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На конференции «Поликарбонат 2012» в центре внимания была деятельность Ассоциации производителей и продавцов поликарбоната (АППП).

20 апреля 2012 г. в Москве прошла VI ежегодная конференция «Поликарбонат 2012», традиционно организованная компанией Creon. В этом году большое внимание в программе конференции было уделено деятельности Ассоциации. Президент АППП, генеральный директор компании «Кронос» А.В. Лапин и эксперты АППП не только выступили с информационными докладами, но и подробно ответили на все вопросы участников конференции по действиям Ассоциации на пути стандартизации и нормирования отрасли, регулирования рынка и продвижения качественной продукции. В своем докладе «Компаративный анализ рынка листов сотового поликарбоната в России» А.В. Лапин привел результаты проведенного маркетингового исследования рынка, в ходе которого была использована методика сравнения не объектов, а информации о них. Причина такого подхода проста: на российском рынке в настоящее время присутствуют десятки компаний-производителей поликарбонатных листов, и доступная информация о них очень противоречива. Для примера, из 26 отечественных производителей 10 одновременно причисляют себя к лидерам рынка. По мнению А.В. Лапина, лидером может быть лишь тот производитель, у которого правильно организовано производство и действуют высокие стандарты качества, который по объемам производства занимает большую долю рынка и сам стимулирует рынок к развитию. Общий объем рынка А.В. Лапин оценил примерно в 70 тыс. т в год. В докладе «Технические требования и стандарты организации на производство сотового поликарбоната в России» эксперт АППП рассказал о том, что в настоящее время находится на стадии подписания договор о разработке стандарта Ассоциации, уже выработаны основные пункты его содержания. На первом этапе все ТУ производителей должны быть написаны по структуре ГОСТов, чтобы впоследствии зафиксировать их законодательно.

appp2

Помимо основных технических требований (качество сырья, параметры листов по номенклатуре и др.) в стандарте будет прописано, что каждая поликарбонатная панель должна иметь специальную несмываемую маркировку. Это поможет производителям и потребителям решить проблемы с рекламациями, поскольку сейчас после установки листа на объекте определить, кто его изготовил, практически невозможно. Нормирование – долгосрочный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, задача Ассоциации – создать документ, соответствующий государственным требованиям к нормативным документам, чтобы в дальнейшем была возможность утвердить его на федеральном уровне. В будущем, после разработки основной нормативной базы, планируется ввести знак качества Ассоциации. В задачи Ассоциации вовсе не входит делить всех производителей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих». Главное – утвердить общие правила игры на рынке. Чтобы получить знак качества, компании, претендующей на него, необходимо будет пройти независимый аудит. Шанс есть у всех: компании, которые не являются членами Ассоциации, могут по результатам проверки получить знак качества. Но в то же время, при несоблюдении официальных требований, даже члену Ассоциации может быть отказано в его присуждении.

В программе конференции также прозвучали интересные доклады по рынку сырья для производства поликарбонатных листов, пожарным характеристикам ПК- листов и их применению в тренде архитектурных тенденций экоустойчивого «зеленого» строительства. Старший аналитик ИАЦ «Кортес» А.П. Шкурин в своем информационно-аналитическом докладе «Формирование рынка поликарбоната России», опираясь на статистические данные, пришел к выводу, что до 2015 г. вступление России в ВТО не будет иметь сильных негативных последствий для производителей поликарбоната (сырья для производства поликарбонатных листов). Однако после 2015 г. могут проявиться негативные последствия вступления России в ВТО, поскольку в период 2012–2015 гг. резко обострится конкуренция с ведущими европейскими производителями. По мнению А.В. Лапина, последствия вступления России в ВТО начнут сказываться уже со следующего года, когда крупные транснациональные компании, производители поликарбоната, начнут сильное давление на российский рынок с целью его завоевания.

«Залог финансового развития отрасли – построение вертикальных маркетинговых систем, начиная от производств гранулята, включающих товарные кредиты заводам-производителям листа и далее дилерам», – отметил в своем докладе «Рынок поликарбоната вчера, сегодня завтра» представитель компании «МеталлопластСервис» В.Ю. Мелкумов. В рамках круглого стола участники мероприятия обсудили злободневные вопросы развития рынка, связанные с вопросами качества и предоставления гарантий на продукцию, контроля качества и взаимоотношения с властями. Главным вопросом, который волновал всех собравшихся, был вопрос об отраслевом саморегулировании. «Для ряда потребителей предпочтительной продукцией остаются более дешевые низкокачественные китайские поликарбонатные листы, немалые объемы которых ввозятся в Россию, в том числе и нелегально, – отметил генеральный директор компании Creon Санжар Тургунов. – При растущих ценах на сырье вытеснить с рынка подобную продукцию возможно только при ужесточении отраслевого контроля над применением поликарбонатных изделий».

«Либо мы будем все формировать рынок, рынок качественной продукции, формировать «под себя», либо нам придется уйти с рынка. Работать надо не только над количественными аспектами, но и качественными, – подчеркнул один из докладчиков. – Всем, и не только переработчикам, но и производителям сырья, надо думать стратегически на 5 лет вперед – это тот срок, который требуется для разработки и внедрения нормативных документов и программ обучения». «И не стоит опасаться, – отметил другой участник конференции, – что объединение в рамках Ассоциации приведет к монополизации рынка тремя-четырьмя крупными производителями. Это невозможно. Зато возможен конец всего поликарбонатного рынка, если мы не будем приводить его в порядок».

Полина БАРБАШОВА