Проблемы, связанные с установкой систем снегозадержания. Причины и следствия.

В последние годы было написано очень много статей о необходимости установки систем снегозадержания на кровлях. И это позитивный эффект — всё больший процент новых и старых крыш стал оборудоваться всевозможными системами снегозадержания – трубчатыми, с решетками, с бревном, самодельными снегоуловителями, снегостопперами и т.п. Системы снегозадержания в последние годы совершили серьезный прорыв на рынке России.  И тут появилась новая проблема, которую сможет вылечить только время и опять же большое количество информационного материала. Речь о качестве систем, их правильном расчете и монтаже.
Условно эту проблему можно разделить на три части:

  • Ошибки монтажа
  • Ошибки расчета
  • Качество изделий

«Условно», потому что многие из этих причин пересекаются на одних и тех же объектах или зачастую следуют один из другого. Попробуем разобраться подробнее с каждой из проблем на конкретных примерах.

Ошибки монтажа



Сейчас, когда почти каждая новая кровля комплектуется какой-либо системой для сдерживания лавинообразного схода снега, особые требования предъявляются и к монтажникам. Ведь известно, что испортить можно любой материал — просто не качественно его смонтировав.


1. Соблюдение правильного шага между опорами снегозадержания.









На примерах видно к чему может привести разреженная установка опор. В таких случаях нагрузка на каждую опору увеличивается, что приводит к повреждению самой опоры или кровельного покрытия под ней. Наиболее распространенные причины – лень монтажников (проверяется излишком опор, которые остались без применения), не правильный расчет и экономия заказчика.


2. Большой вынос трубок/решеток снегозадержания за крайнюю опору.

В результате воздействия на консоль большой снеговой массы консоль разгибается, повреждается крайняя опора и может возникнуть цепная реакция по всей линии снегозадержания. Обратной стороной этой проблемы является крайне малый вынос снегозадерживающего элемента за пределы опоры, что при минимальном боковом сдвиге последней может привести к вылету решетки/трубки из крепления. 150-200 мм считается оптимальным размером выступающей за пределы крайней опоры части.
















3. Отсутствие соединительных элементов между трубками и решетками или плохое их крепление.

В результате возникает ситуация аналогичная с большой консолью. С большой долей вероятности в местах отсутствия соединений будет возникать прорыв снежной массы. Даже наличие соединительных элементов не является гарантией, т.к. зачастую их закрепляют не правильно.





4. Не качественное крепление опор снегозадержания к несущим конструкциям.

При монтаже системы снегозадержания, в большинстве случаев требуется усиление несущей конструкции для крепления опор. Однако распространенной ошибкой является монтаж на не подготовленные для этого места. Наиболее часто эта проблема встречается на кровлях, покрытых металлочерепицей. В таких случаях опора крепится не к дереву через металлическое покрытие, а только непосредственно к самому металлу и, соответственно, не может нести необходимую снеговую нагрузку. В итоге лист металлочерепицы не может удержать опору и ее просто выдирает.


5. Установка только опор без снегозадерживающих элементов.

Т.к. опоры снегозадержания рассчитаны только на нагрузки по направлению ската, в отсутствии горизонтальных элементов (трубок, решеток или бревен) давление снега может быть боковым (например, в районе ендов), что приведет к повреждению опор.  Как правило, такое бывает, когда системы покупают по отдельности и в случаях, когда рабочие по каким-либо причинам решили установить часть элементов позже. Проблема с опорами может возникнуть и при использовании недостаточного количества метизов или их малой длины.





Ошибки расчета

Чтобы правильно выполнить расчет системы снегозадержания, необходимо знать какие нагрузки выдерживает опора, сколько килограмм на прогиб выдержит трубка или решетка снегозадержания, какой длины скат кровли и его уклон. И если с последними двумя параметрами никаких проблем возникнуть не должно, то найти данные по несущим способностям на некоторые системы, предлагаемые на рынке, сложно, либо вообще не возможно. На сегодняшний день, лишь импортные производители (да и то не все) предоставляют информацию о технических параметрах своих систем безопасности. Минимально необходимые данные – сколько килограмм выдерживает та или иная опора снегозадержания. Ни один отечественный производитель таких данные не дает. Это вызвано необходимостью проводить испытания и сертифицировать продукт. Но тогда он становится дороже и менее конкурентоспособным по цене. Кроме этого, большинство изделий наверняка проиграет своим европейским аналогам по техническим характеристикам.
В некоторых случаях, при использовании дешевых и не качественных систем снегозадержания, они могут служить в течение нескольких лет на кровлях с небольшими скатами, где снеговая нагрузка по определению не может быть большой. Но стоит только их установить на большую кровлю,как любая более или менее снежная зима покажет, чего они стоят на самом деле.

6. Не правильно выбранные опоры


Опоры снегозадержания, представленные на рынке, имеют способности выдерживать нагрузки в пределах от 75 до 500 кг. Большая часть существующих систем выдерживает не более 150 кг.  Соответственно, выполняя расчет снеговой нагрузки, необходимо понимать какие опоры будут применяться, и вычислить необходимое количество рядов снегозадержания. Там, где опоры прочностью в 75 кг необходимо будет ставить в 3 ряда, опора, выдерживающая 300 кг, справится с заданными нагрузками одним рядом.


7. Недостаточное количество рядов

Возможно возникновение ситуаций, когда даже при правильно рассчитанном количестве рядов существует необходимость их увеличения. Прежде всего, это связано с распределением снеговой нагрузки по поверхности кровли, во избежание ее скопления у карниза. Кроме этого некоторые кровельные материалы не имеют способности выдерживать передаваемую от опоры нагрузку и ломаются (например, отдельные виды черепицы).

















Очень важно помнить, что в среднем пиковая снеговая нагрузка рассчитана на период в 25 лет. А это значит, что система снегозадержания не может оправдывать свою необходимость каждый год. И из-за этого у многих возникает иллюзия, что системы безопасности вообще не нужны или могут применяться в облегченном варианте. Мы не знаем, в какую именно зиму может возникнуть пиковая снеговая нагрузка, но кровля и все что с ней связано должны быть к этому готовы. В 2014 году на Всемирном форуме Снега эксперты высказали мнение о том, что снеговые нагрузки, заложенные в современных российских СНИПах занижены, что приводит к регулярным обрушениям кровель.


Качество изделий




С развитием рынка систем снегозадержания появилось более десятка мануфактур, большинство из которых, не сильно вкладываясь в качество продукта, предлагают его на рынке по очень доступной цене. Заказчики с удовольствием покупают дешевый продукт, но, как известно дешево не значит хорошо. За счет чего же происходит серьезное удешевление продукта и на что стоит обращать внимание при покупке?
А) Качество и толщина стали – обеспечивает прочностные характеристики изделия и определяет несущие нагрузки. Применение стали разных марок и разной толщины наиболее остро проявляется в системах снегозадержания для металлочерепицы, где конкуренция производителей самая высокая.

Б) Качество и толщина слоя цинка – горячее или холодное оцинкование, а также его толщина обеспечивают защиту металла от коррозии. Более долговечным считается метод горячего оцинкования, т.к. его проводят на уже готовом изделии, а слой цинка получается в разы больше. В альтернативном варианте продукцию изготавливают уже из оцинкованной стали, но при обработке и сборке возникают места, не покрытые цинком, что может в дальнейшем привести к коррозии.
В) Качество покраски – тип краски и качество ее нанесения определяют внешний вид изделия на годы службы.
Г) Упрощение конфигурации изделия, приводящее к ухудшению его прочностных характеристик. Одно из самых распространенных решений по удешевлению, которое не бросается в глаза заказчикам, но определяет серьезность последствий.




















Д) Сокращение количества опор в наборах (на трёхметровый отрезок снегозадержание предлагается 4 опоры – получаемый шаг установки 800-900 мм). Такой комплект может быть смонтирован без серьезных последствий на небольших скатах, но на более длинных спровоцирует проблемы. В Европе максимальный шаг установки даже для самых прочных опор составляет 700 мм.

Прочитав все вышеперечисленное, многие заказчики могут решить для себя, что лучше вообще не устанавливать системы снегозадержания, чем вникать в суть вопроса и стараться выбрать наилучшее решение. Проще «сэкономить», полностью игнорируя вопрос установки снегоуловителей. Вот только эта сиюминутная экономия может вылиться в большие расходы в будущем. Напомним о том, что может случиться, если системы безопасности на кровле отсутствуют совсем.




















Статью на тему отсутствия систем снегозадержания можно почитать тут.